Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МАНЬЕРИЗМ


(ит.
manierismo, от maniera — манера, прием, художе­ственный почерк) течение в евро­пейском искусстве 16 в. Термин вве­ден в научный обиход В. Вейсбахом (1919), В. Фридлендером (1925) и Н. Певзнером (1925). Первые иссле­дователи М. определили его как ан­тиклассическое течение, сложивше­еся в Италии около 1520 г. и разви­вавшееся вплоть до 1590-х гг. Первое поколение маньеристов (Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Россо, Доменико Беккафуми, ученики Рафаэ­ля) пережило глубокий кризис гума­нистического ренессансного миро­восприятия, что нашло выражение в их драматическом протесте против изобразительных принципов «класси­ческого стиля» флорентийско-римского Высокого Возрождения, в по­исках новых, часто экстравагантных форм выражения смятенного, раздво­енного, иногда иррационального вос­приятия мира. В работах теоретиков М. Дж. Б. Арменини (1587), Дж. П. Ломаццо (1590), Ф. Цуккаро (1607) — основополагающим тези­сом, противостоящим ренессансным взглядам на искусство, является по­ложение о «внутренней идее», или «внутреннем рисунке» (источником которых является воображение, лич­ное творческое начало мастера) как основе художественного образа. Внешним выражением этой «внут­ренней идеи» становится «манера» («прекрасная манера») как сумма определенных стилистических при­емов. В стилевую систему «манеры» входят как «антиклассические» нача­ла произвольная вытянутость про­порций человеческих фигур, ирраци­ональность пространственных и цве­товых отношений, света, сложный, змеевидный ритм, пронизывающий позы, движения, композиционный рисунок, так и канонизация слож­ных формул движения, почерпнутых у Рафаэля и Микеланджело. В 1540-х гг. в Италии М. превращается в широкое течение, охватившее жи­вопись, скульптуру и архитектуру, ут­вердившееся преимущественно в цен­трах придворной культуры. Манье ристическое течение складывается также в искусстве ряда других евро­пейских стран. В то же время М. связан сложными взаимоотношения­ми с существовавшими в европейс­кой культуре 16 в. мощными пласта­ми ренессансных традиций (вене­цианское Позднее Возрождение, французское Возрождение); между ними существуют точки соприкосно­вения усложненность мировоспри­ятия, особый характер светских при­дворных черт, употребление сложных формул движения и т. п. Многие современные историки поэтому склонны придавать термину «М.» расширительный смысл, распростра­няя его на значительную часть искус­ства 16 в. от Понтормо и Пармиджанино до Тинторетто и Эль Греко;

А. Хаузер (1965) предложил выделить в истории европейской культуры как отдельный самостоятельный этап вре­мя между 1520/1540 и 1590-ми гг., обозначив его термином «М.». В то же время существует и другая точка зрения рассматривать М. как одно из течений периода Позднего Возро­ждения.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати