Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
МОДЕРН
Выдвигая утопическую идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты (т. е. средствами искусства), теоретики М. — бельгийский архитектор и дизайнер Хенри Ван де Велде, английский архитектор и декоратор, увлекавшийся социалистическими идеями, Уильям Моррис — оказывались в плену серьезного противоречия между благородными устремлениями и возможностями их реализации. Преобразование и «облагораживание» окружающего мира не могли производиться с помощью стандартной массовой продукции, но это значило, что элементы будущего гармоничного синтеза всех искусств становились доступны только немногим членам общества. Идея синтеза искусств способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики М. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства — от живописи и театра до моделей одежды. В архитектуре М. проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов, т. к. конструкция подвергалась эстетическому переосмыслению и включалась в декоративную систему сооружения. Наиболее целостными примерами синтеза искусств являются особняки, павильоны, общественные здания эпохи М. в Бельгии, Австрии, Испании, Германии, Шотландии, России (архитекторы Виктор Орта, Отто Вагнер, Антонио Гауди, Чарлз Макинтош. Ф. О. Шехтель и др.). Как правило, они построены «изнутри наружу» (внутреннее пространство определяло облик здания): фасады таких домов были несимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора. Принцип уподобления рукотворной формы природной и наоборот — один из ключевых в эстетике М. Это нашло отражение в архитектурной форме, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие: там происходило сопряжение криволинейных очертаний архитектурной формы, рисунка паркета, настенных панно, предметов мебели и фантастических по разнообразию композиции ювелирных украшений и других изделий прикладного искусства. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе М. служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации. Неразделенность жанров и видов искусства в рамках М. приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры и к возрождению давно отошедшего в прошлое типа художника-универсала, одинаково успешно работающего в «станковой» и «прикладной» сферах. Для живописи М. характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения иллюзионистическими и даже натуралистическими деталями. Работа большими цветовыми плоскостями приближала многие произведения к монохромии, а мощные контурные линии покрывали всю поверхность произведения наподобие паутины и придавали ему дополнительный декоративный эффект. Художественный язык М. был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью М. связаны Поль Гоген, участники группы «наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Поль Серюзье и др.) во Франции, Густав Климт в Австрии, Эдвард Мунк в Норвегии, Фердинанд Ходлер в Швейцарии, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, в некоторых работах В. А. Серов, К. А. Коровин, участники группы «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) в России. В рамках М. получила большое распространение книжная и журнальная графика (Обри Бёрдсли в Англии, Томас Теодор Хайне в Германии, Феликс Валлотон в Швейцарии, участники групп «Мир искусства» и «Голубая роза» (Н. П. Феофилактов и др.) в России. Авторами афиш и плакатов, ставшими значительным явлением в изобразительном искусстве, были Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Грассе во Франции, Альфонс Муха в Чехии. Распространению идей и новинок М. в области форм и декора способствовали журналы: в России «Мир искусства» (1899—1904), «Золотое руно» (1904—1909). Скульптура М. отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта (позднее творчество Огюста Родена во Франции, работы Жоржа Минне в Бельгии, А. С. Голубкиной в России и др.). В декоративно-прикладном искусстве особенно ярко проявились аналогии и переклички живого и неживого, реальности и фантазии (керамика испанца Антонио Гауди, стекло американца Луиса Комфорта Тиффани и француза Эмиля Галле, ювелирные украшения Рене Лалика, металлические решетки парижского метро Эктора Гимара, изделия фирмы «Фаберже» в России). В конце эволюции М. декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному, «пуристскому» началу — в поздних постройках Ф. О. Шехтеля в России, Отто Вагнера, Йозефа Хофмана и Адольфа Лооза в Австрии, Петера Беренса в Германии, Огюста Перре во Франции, так же как в дизайне этих мастеров. См. также Неорусский стиль. |
МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР |