Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОДЕРН

 
(фр.
moderne — новейший, современный) стиль в европей­ском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 в. (другие названия ар нуво во Франции и Анг­лии, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, либерти в Италии, модернисмо в Испа­нии). Идейно-философской почвой, на которой возрастало «новое искус­ство» М., был неоромантизм, на но­вом этапе возрождавший романтиче­ские идеи конфликта между индиви­дом и обществом, миростроительной миссии художника-демиурга, веду­щей роли творческого прозрения и визионерства в создании произведе­ния искусства. В сочетании с теория­ми А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, с усилением интереса к учениям о скрытых закономерностях саморазви­тия духа и материи (сменившим гос­подствовавшие до того позитивист­ские взгляды) эти идеи приобрели в эстетике М. самодовлеющее значение иррациональных импульсов к творче­ству во всех сферах искусства и жизни.

Выдвигая утопическую идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты (т. е. средства­ми искусства), теоретики М. бель­гийский архитектор и дизайнер Хенри Ван де Велде, английский архи­тектор и декоратор, увлекавшийся со­циалистическими идеями, Уильям Моррис оказывались в плену серь­езного противоречия между благород­ными устремлениями и возможно­стями их реализации. Преобразова­ние и «облагораживание» окружаю­щего мира не могли производиться с помощью стандартной массовой про­дукции, но это значило, что элемен­ты будущего гармоничного синтеза всех искусств становились доступны только немногим членам общества. Идея синтеза искусств способство­вала возникновению оригинальной и яркой эстетики М. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства от живописи и театра до моделей одежды. В архи­тектуре М. проявилось органическое слияние конструктивных и декора­тивных элементов, т. к. конструкция подвергалась эстетическому пере­осмыслению и включалась в декора­тивную систему сооружения. Наибо­лее целостными примерами синтеза искусств являются особняки, павиль­оны, общественные здания эпохи М. в Бельгии, Австрии, Испании, Гер­мании, Шотландии, России (архитек­торы Виктор Орта, Отто Вагнер, Антонио Гауди, Чарлз Макинтош. Ф. О. Шехтель и др.). Как правило, они построены «изнутри наружу» (внутреннее пространство определя­ло облик здания): фасады таких домов были несимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам образования, напоминаю­щие одновременно природные фор­мы и результат свободного формотворчества скульптора. Принцип уподобления рукотворной формы природной и наоборот один из ключевых в эстетике М. Это нашло отражение в архитектурной форме, в деталях зданий, в орнаменте, полу­чившем необычайное развитие: там происходило сопряжение криволи­нейных очертаний архитектурной формы, рисунка паркета, настенных панно, предметов мебели и фанта­стических по разнообразию компози­ции ювелирных украшений и других изделий прикладного искусства. Линии орнамента таили напряжен­ность духовно-эмоционального и сим­волического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе М. служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергав­шиеся радикальному переосмысле­нию благодаря стилизации.

Неразделенность жанров и видов искусства в рамках М. приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры и к возрождению давно отошедшего в прошлое типа художника-универса­ла, одинаково успешно работающего в «станковой» и «прикладной» сфе­рах. Для живописи М. характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения иллюзионисти­ческими и даже натуралистическими деталями. Работа большими цветовы­ми плоскостями приближала многие произведения к монохромии, а мощ­ные контурные линии покрывали всю поверхность произведения наподобие паутины и придавали ему дополни­тельный декоративный эффект. Ху­дожественный язык М. был во мно­гом воплощением идей и образов символизма. С живописью М. связа­ны Поль Гоген, участники группы «наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Поль Серюзье и др.) во Франции, Густав Климт в Австрии, Эдвард Мунк в Норвегии, Фердинанд Ходлер в Швейцарии, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, в некоторых рабо­тах В. А. Серов, К. А. Коровин, уча­стники группы «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Со­мов) в России.

В рамках М. получила большое распространение книжная и журналь­ная графика (Обри Бёрдсли в Анг­лии, Томас Теодор Хайне в Герма­нии, Феликс Валлотон в Швейцарии, участники групп «Мир искусства» и «Голубая роза» (Н. П. Феофилактов и др.) в России. Авторами афиш и плакатов, ставшими значительным яв­лением в изобразительном искусст­ве, были Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Грассе во Франции, Альфонс Муха в Чехии. Распространению идей и новинок М. в области форм и де­кора способствовали журналы: в Рос­сии «Мир искусства» (1899—1904), «Золотое руно» (1904—1909).

Скульптура М. отличалась теку­честью форм и причудливостью си­луэта (позднее творчество Огюста Родена во Франции, работы Жоржа Минне в Бельгии, А. С. Голубкиной в России и др.). В декоративно-при­кладном искусстве особенно ярко проявились аналогии и переклички живого и неживого, реальности и фантазии (керамика испанца Антонио Гауди, стекло американца Луиса Комфорта Тиффани и француза Эми­ля Галле, ювелирные украшения Рене Лалика, металлические решетки па­рижского метро Эктора Гимара, из­делия фирмы «Фаберже» в России). В конце эволюции М. декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному, «пуристско­му» началу в поздних постройках Ф. О. Шехтеля в России, Отто Ваг­нера, Йозефа Хофмана и Адольфа Лооза в Австрии, Петера Беренса в Германии, Огюста Перре во Франции, так же как в дизайне этих мастеров. См. также Неорусский стиль.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати