Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ

 
одна из основных школ древнерусского искусства. Формиро­вание М. ш. ж. относится к 1-й пол. 14 в. и связывается с началом возвы­шения Москвы, когда Московское княжество стало самостоятельным: оно выделилось из Владимиро-Суздальского княжества, и основой ис­кусства нового центра стали тради­ции домонгольской владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 в. Это придало ранней иконописи Мо­сквы налет архаизации, проявившей­ся в статичности, упрощенности ком­позиций, скупости цветового реше­ния. Однако уже в раннемосковских памятниках наметилась та мягкая трактовка формы, которая станет отличительной чертой М. ш. ж. Гре­ческие художники, появившиеся в Москве, познакомили русских ма­стеров с достижениями византийской живописи. В кон. 14 в. в Москве работал выходец из Константинопо­ля Феофан Грек. В совместной рабо­те с ним совершенствовалось твор­чество Андрея Рублева, ставшее куль­минацией развития М. ш. ж. Икона «Троица» (1411) особо замечательна ощущением идеальной гармонии, плавностью контуров, ритмическими повторами, красотой цвета. Искусст­во Рублева и его современников пи­талось идеалами русского общества эпохи Куликовской битвы и высши­ми достижениями византийской жи­вописи «палеологовского ренессан­са». К кон. 15 в., когда после осво­бождения от монголо-татарского ига Русь оказалась после падения Кон­стантинополя единственным незави­симым православным государством, искусство М. ш. ж. заняло ведущее место в общерусском художественном процессе. Живопись стала более на­рядной и праздничной, что особенно ярко отразилось в творчестве Диони­сия (росписи Рождественского собо­ра Ферапонтова монастыря, 1500— 1503).

В 16 в. московская иконопись с развитием богословия усложняется сюжетно и иконографически, в ней возрастает аллегорическое и морализующее начало. Контуры резко очер­чиваются, колорит становится темнее, а живопись суше и холоднее. В кон. 16 в. возникает повышенное внимание к эстетической стороне произведения. Царские мастера, ус­ловно называемые Строгановской школой (Прокопий Чирин, Истома Савин), создают изысканные мелкофигурные композиции, подчеркивая хрупкость фигур, стремясь к нарядности колорита, красоте пейзажных фонов. В 17 в., после Смутного вре­мени, в Москве возникает крупней­ший центр живописного дела мас­терские Оружейной палаты. Симон Ушаков, Федор Зубов, Кирилл Ула­нов искали средств обновления ико­нописи. Новые иконографические схемы, живописные и технические приемы, нередко заимствованные из арсенала живописцев и граверов Ев­ропы, распространились по стране. Из локальной живописной школы эпо­хи феодальной раздробленности М. ш. ж. превратилась в художе­ственный центр, определявший ха­рактер всей русской живописи вплоть до кон. 17 в.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати