Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МЕБЕЛЬ


(фр.
meuble, от лат. mobilis — подвижный) — предметы оборудования интерьеров и открытых пространств: места для сидения, лежания, разме­щения бытовых вещей. Издавна М. является одним из главных разделов художественного ремесла, а в Новое время одной из важнейших отрас­лей художественной промышленно­сти. Уже в Древнем Египте известны табуреты, сундуки, троны, ложа с резьбой и рельефными вставками. Античная деревянная и бронзовая М. отличалась ясностью форм, сочетани­ем прямых и изогнутых брусьев (стулья, кровати, низкие столы, крес­ла с геометрическим орнаментом и «звериными» мотивами). Средневеко­вой М. были присущи массивные, прочные формы кресел, шкафов, кро­ватей, столов, украшенных архитек­турной резьбой (арки, нервюры), гео­метрическим и растительным орна­ментом. Для древнерусской М. харак­терны лаконичные по формам лавки, сундуки, столы, табуреты с разнооб­разной резьбой и расцветкой, вошед­шей в русскую народную традицию. Оригинальные формы низкой, часто изогнутой М. из полированного де­рева, лака сложились в странах Азии. В эпоху Возрождения утвержда­ется М. с рамно-филеночной кон­струкцией, строящаяся наподобие ор­дерной архитектуры, органически входящая в общественный и жилой интерьер. Двухъярусные шкафы, ка­бинеты с ящичками на подстолье, кассапанки (сундуки со спинкой и подлокотниками для сидения), кассоне, кровати с балдахинами, кресла ук­рашались архитектурными мотивами (пилястры, карнизы); на филенках размещались живопись, рельефы; ор­наментальная или изобразительная интарсия связывала М. с архитекту­рой интерьера. Парадная М. барокко, рококо. классицизма, ампира с дра­гоценной фанеровкой, резьбой, позо­лотой, маркетри, бронзовыми на­кладками, литыми деталями (столы, шкафы, буфеты, кабинеты, секрете­ры, стулья, кресла, диваны) образо­вывала гарнитуры стационарных и передвижных предметов. Выдвину­лись крупные мастера (и целые ди­настии мастеров), создавшие свой стиль М.: семьи Буль и Жакоб, Жан Анри Ризенер, Давид Рентген во Франции, Томас Чиппендейл, Джордж Хеплуайт, Томас Шератон в Англии. В России М. часто изготовлялась по проектам крупных архитекторов (Бартоломео Франческо Растрелли, Чарлз Камерон, Джакомо Кваренги, А. Н. Воронихин, К. И. Росси). В М. рококо и бидермайера, в английской и голландской М. 17—18 вв. растет тяга к комфорту, удобству, нарушив­шая традиционную связь М. с двор­цовыми ритуалами. Удобством и про­стотой отличалась русская бытовая М. 1-й пол. 19 в. (в т. ч. из карельской березы).

Во 2-й пол. 19 в. наряду с эклек­тичной М. в исторических стилях по­явились новые типы массовой прак­тичной М. (гнутая «венская» М.). Стиль модерн на рубеже 19 и 20 вв. не только ввел стилизованные теку­чие линии, изысканную фактуру (ин­крустация стеклом и керамикой, на­кладки из полированного металла), но и способствовал облегчению М., вве­дению новых рациональных ее форм (Хенри Ван де Велде в Бельгии, Чарлз Ренни Макинтош в Шотлан­дии). В России в Абрамцеве и Талашкине были возрождены народные тра­диции обработки дерева и изготовле­ния М. Распространение функциона­лизма в 20 в. способствовало поис­кам лаконичных форм и ясной тек­тоники М., использованию новых материалов (стальные трубы и по­лосы, клееная древесина), разработке встроенной, секционной, сборно-разборной и трансформируемой М. для жилых комнат, кухонь, для кон­тор, банков, школ и т. д. Дизайнерские методы проектирования М. раз­рабатывали веркбунды, Вхутемас, Баухауз, крупнейшие архитекторы (Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Люд­виг Мис ван дер Роэ, в России А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, В. Е. Татлин). Развитие органической архитектуры, антропометрические данные, а также изучение националь­ных традиций стимулировали разра­ботку образцов наиболее простой, удобной и отвечающей местным ус­ловиям М. (Фрэнк Ллойд Райт в США, Алвар Аалто в Финляндии, Арне Якобсен в Дании). Во многих местностях (Поволжье, Прикарпатье, Юж. Польша, Бретань) сохраняются народные традиции изготовления и украшения М.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати