Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО

 
(от лат.
monumentum — памят­ник, от monere — напоминать, вну­шать, призывать) род изобрази­тельных и декоративных искусств: термин М. и. стоит в ряду таких мор­фологических понятий, как станко­вое и прикладное искусства, и озна­чает принадлежность произведения к тому роду пространственных ис­кусств, которые вместе с архитекту­рой непосредственно участвуют в формировании постоянной среды, создаваемой людьми для своей жиз­недеятельности и тем самым отража­ющей характер своей эпохи: произ­ведения М. и. служат одновременно формированию как общественного сознания, так и реального окружения людей. М. и. следует отличать от родственного ему понятия монумен­тальность в искусстве, так как не всякое произведение М. и. обязано обладать качествами монументальности. Как обобщающее понятие тер­мин «М. и.» возник только в 19 — нач. 20 в., хотя обозначаемый им род творческой деятельности восходит к древнейшим эпохам в истории чело­вечества. Издавна М. и. существует в конкретных своих проявленияхархитектурных сооружениях, скуль­птуре, стенных росписях и т. д. К М. и. относят те виды и жанры про­странственных искусств, которые свя­заны с созданием репрезентативных сооружений или рассчитаны на про­странство городских площадей, пар­ков и предрасположены к взаимодей­ствию (синтезу) друг с другом. Наи­более значительные произведения М. и. участвуют в художественном ос­мыслении мироздания, устанавливая духовное, пространственное и мас­штабное соотношение с человеком, а в плане философском со всем окружающим миром. Произведения М. и. в той или иной мере обладают качествами «большой формы», по­скольку рассчитаны на восприятие издали и вблизи, не с одной, а с мно­жества точек зрения, не изолирован­но, а вместе с людьми и всем окру­жением. Для этого используются та­кие качества «большой формы», как масштабность и пропорциональность, гармония частей и целого, общая де­коративность композиции, ясность ритмического строя, четкость силу­этов, повышенное звучание цвета. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений М. и.: соответствие образного содер­жания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и мес­ту в архитектурном пространстве, соотнесенность произведения с об­щим ансамблем и одновременно воз­можность некоторого выделения его из этого окружения. Область совре­менного монументального творчест­ва тяготеет к широкой палитре средств, участвующих в художествен­ном преобразовании среды, от трагедийных и празднично-репрезен­тативных до лирически-интимных и декоративных.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати