Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МЕСТНЫЙ ЧИН

 — нижний ярус иконостаса, состоящий из местных (чтимых в данной местности или дан­ном храме) икон. Справа от Царских врат располагалась икона Спаса, слева икона Богоматери. Правее иконы Спаса, часто заменявшейся иконой Воскресения, находилась икона святого или праведника, кото­рому посвящался храм, храмовый («настоящий») образ. Состав других икон М. ч. определялся в ос­новном местными культами: это ико­ны святых или праздников, чтимых в данной епархии, земле, местности, в данном или ближайшем к нему хра­ме или монастыре. Чудотворные и местночтимые иконы и их спи­ски (копии), как правило, помеща­лись тоже в М. ч., причем для икон небольших размеров обычно изготав­ливались рамы и складни с живо­писью, тематически связанной со средником.

Молитвы верующих обращены не ко всему М. ч., а к конкретным его иконам, отчего композиция каждой из них строится как замкнутое целое. Многие типы икон: в житиях, деяни­ях, чудесах, с дополнительными изображениями ктиторов, с иными мно­гочастными композициями, иконы на темы песнопений и на другие слож­ные в богословском отношении сю­жеты, в иконостасе размещались только в М. ч. (за исключением слу­чаев, когда в иконостасе имелся пядничный чин, который по своему иконографическому составу был ро­дственным М. ч.).

М. ч. восходит к стенописным изображениям Богоматери и Спаса или Богоматери и святого патрона храма, по крайней мере с 11 в. поме­щавшимся на предалтарных столбах церквей Византии и византийского мира, и к крупным иконам, которые уже в 11—12 вв. устанавливались между колоннами алтарных преград или перед глухими алтарными пре­градами. Сохранившиеся русские иконы 11—14 вв. в подавляющем большинстве изначально были ме­стными. В возникшем в кон. 14 — нач. 15 в. высоком иконостасе мест­ные иконы были необходимым эле­ментом, а в придельных и других не­больших или бедных храмах до поз­днейшего времени М. ч. часто был единственным ярусом иконостаса.

Судя по изображениям на иконах и книжных миниатюрах 16—17 вв. и по письменным свидетельствам, ме­стные иконы устанавливались на спе­циальных подставах и могли переме­щаться в храмовом интерьере в зави­симости от потребностей богослуже­ния. По-видимому, только с распро­странением резных иконостасов в 17 в. М. ч. окончательно приобрел вид сплошной стенки из икон.

Принадлежавшие к М. ч. особо чтимые иконы во время пожаров, вра­жеских нашествий и других бедствий спасали в первую очередь, благодаря чему сохранялись древние духовные и художественные традиции, а также память о разоренных или погибших церквах, чьи иконы передавались в уцелевшие храмы. Вместе с тем в иконах М. ч. прежде и ярче всего сказывались новшества, определяв­шие содержание искусства и влияв­шие на дальнейшие его судьбы.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати