Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ

 
род живописи, относящий­ся к монументальному искусству. Как и другие виды искусства, живо­пись подразделяется на станковую, монументальную и прикладную. К М. ж. относятся произведения, непос­редственно связанные с архитектур­ными сооружениями, украшающие их стены, потолки, своды, а иногда и полы, а также все виды росписей по штукатурке фреска (буон фреско, фреско а секко), темперные, масля­ные или пользующиеся каким-то иным связующим, мозаика всех ви­дов, специально приспособленные для определенного места в архитек­туре, написанные на холсте живопис­ные панно, а также гобелены, витра­жи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного де­кора в архитектуре. Поэтому М. ж. называют часто монументально-деко­ративной живописью, или живопис­ным декором, что подчеркивает спе­циальное декоративное назначение и декоративные качества росписей. По характеру содержания и образного строя можно различать произведения М. ж., обладающие качествами мо­нументальности, и такие, которые не обладают ими, но так же органично связаны с архитектурой. В первом случае они являются важнейшей до­минантой ансамбля, играют в нем первостепенную роль (напр., плафон Микеланджело в Сикстинской капел­ле в Ватикане, 1508—1512), во вто­ром монументально-декоративные росписи как бы «растворяются» в архитектуре, становясь художествен­но организованной поверхностью ее стен, перекрытий, фасадов. Приме­ром двух этих разновидностей могут служить фрески Рафаэля в Ватика­не: философски-возвышенные живо­писные композиции в Станцах (1509—1517) и декоративно-орнамен­тальные в Лоджиях (1519). В за­висимости от своей функции произ­ведения М. ж. решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе. Каждое из про­изведений М. ж. приобретает цель­ность и законченность благодаря его взаимодействию со всеми составляю­щими ансамбля, создающего целост­ный художественный образ.

М. ж., как и другие виды мону­ментального искусства, призвана участвовать в создании постоянно су­ществующей реальной архитектурно-пространственной среды, в то время как станковая живопись создает в картине свое самостоятельное иллю­зорное пространство, а при декора­тивно-прикладном назначении в сценографш или в оформительском искусстве живопись формирует особую сценическую или выставоч­ную среду временного характера. Поэтому образный строй разных ро­дов живописи существенно различен: если для оформления спектакля или особой выставочной среды, как пра­вило, требуются экспрессивные, сра­зу бросающиеся в глаза приемы, то для М. ж., постоянно и неизменно со­путствующей человеку, более подхо­дит искусство неназойливое, гармо­ничное, рассчитанное на длительное существование во времени, обращен­ное ко многим, часто одним и тем же людям в различные моменты их жиз­ни. В этом монументальное искусст­во сближается с архитектурой.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати