Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МУЗЕЙ


(лат.
museum, от греч. musēion храм муз) научно-иссле­довательское и научно-просветитель­ское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства, памятников археологии, этнографии, истории и пр., систематизированных опреде­ленным образом (см. Экспозиция, Коллекция, Выставка). Коллекции художественных М. составлены чаще всего из произведений изобра­зительного искусства (живопись, гра­фика, скульптура), предметов деко­ративно-прикладных искусств, архи­тектуры, археологии и материальной культуры, документов (в т. ч. руко­писей), книг и т. п., по возможности, в подлинниках, иногда в слепках и копиях. Зарождение М. восходит к древности: афинская пинакотека на Акрополе, Александрийская библио­тека; произведения искусства пока­зывались в термах Древнего Рима. Хранилищами ценностей художес­твенного и культового значения были ризницы в церквах и монастырях средневековой Европы (в т. ч. Рос­сии). Многие личные коллекции ев­ропейских монархов, римских пап, знати, богатых людей, художников позже легли в основу М. История ныне существующих старейших художественных М. восходит к кон. 15—16 в. (М. Ватикана, Уффици, Лувр, Прадо, Дрезденская картинная галерея. Оружейная палата в Москов­ском Кремле); в 18 в. заложена осно­ва коллекций Кунсткамеры и Эрми­тажа в Петербурге. Формирование ос­новных М. Европы и США относит­ся к кон. 19 в., что сопровождалось осознанием их общественно-воспита­тельной роли и открытием доступа к коллекциям монархов (так, Лувр был превращен в художественный М. в 1791 г., Прадо—в 1819, Эрмитаж— в 1852, М. истории искусства в Ве­не в 1891 г. и т. д.). Многие худо­жественные М. с самого начала были созданы как общедоступные Бри­танский М. (осн. в 1753) и Нацио­нальная галерея (1824) в Лондоне, Метрополитен-М. в Нью-Йорке (1872), Третьяковская галерея (пере­дана Москве в 1892), Русский М. в Санкт-Петербурге (открыт в 1898), М. изящных искусств в Москве (1912). Комплекс художественного М. вклю­чает здания (часто специально по­строенные для этой цели) со специ­ально оборудованными помещениями для экспозиции (выставочными зала­ми), запасниками (хранилищами фондов), научными, научно-вспомо­гательными отделами, реставрацион­ными мастерскими, научной библио­текой, фототекой, фотолабораторией, архивом, лекторием и др. Многие М. размещаются в исторических здани­ях, составляя с ними единый ком­плекс: дворцы-М. в Фонтенбло, Вер­сале, Петродворце, Пушкине, Павлов­ске, М.-усадьбы в Кускове, Останки­не, Архангельском, Абрамцеве, По­ленове, Талашкине; историко-архитектурные М.-заповедники в Росто­ве, Ярославле, Владимире, Суздале обычно включают территорию парка или части города. Экспозиция М. может размещаться под открытым небом: скульптура (парк Мидделхейм в Антверпене, сад Миллеса в Сток­гольме), архитектура (в парке Скансен в Стокгольме, памятники дере­вянного зодчества на о. Кижи); су­ществуют собственно архитектурные М., напр. комплексы пирамид и хра­мов Древнего Египта в Гизе, Акро­поль в Афинах, римские форумы и т. д., а также города-М. Каркассонн, Венеция, Дубровник и др. Хра­нение и музейное экспонирование па­мятников религиозного искусства (фрески, мозаики, скульптура, алта­ри, иконы) часто осуществляются в действующих церквах, соборах, мо­настырях, мечетях в Италии, Фран­ции, Бельгии, Турции, России и др. Помимо крупнейших М. с комплек­сной универсальной коллекцией (Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-М.) почти в каждой стране существуют М. национального и современного искусства; специализация М. может быть достаточно узкой (М. народно­го искусства, художественных про мыслов, театральные, краеведческие, мемориальные, посвященные творчес­тву одного мастера Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», Эжена Де­лакруа, Огюста Родена в Париже и т. д.). Музееведение как специальная дисциплина входит в комплекс ис­кусствоведческих наук. Коллекции М. и результаты их научной деятель­ности отражены в каталогах и других научных и научно-просветительских изданиях.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати