Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НЮ


 (фр.
nu — нагой, обнажен­ный), жанр изобразительного ис­кусства, посвященный обнаженному телу (преимущественно женскому), его художественной интерпретации. Как самостоятельный жанр изобра­жение нагого тела оформилось позд­но (окончательно — в 19 в.), но оно было уже известно в Древнем Егип­те («Дочери фараона Эхнатона», роспись 14 в. до н. э.); в античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и вопло­щением жизненного и художествен­ного идеала (древнегреческие статуи «Афродита Книдская» Праксителя, ок. 350 до н. э.; «Афродита Милосская», 2 в. до н. э.). В средние века изображение нагого тела, полное чув­ственной прелести, было распростра­нено в мифологических сценах Юж. и Юго-Вост. Азии, но в Европе оно было строго ограничено немногими сюжетами христианской иконогра­фии («Адам и Ева» в миниатюрах и скульптуре на порталах соборов — собор в Бамберге, Германия, 1230). В эпоху Возрождения в рамках ми­фологического и аллегорического жанров нагое женское тело явилось выражением гуманистических идеа­лов, овеянным философскими и поэ­тическими ассоциациями (картины Сандро Боттичелли, Джорджоне, Ти­циана, Антонио Корреджо). В 17— 18 вв. изображение нагого тела начи­нает приобретать характер самостоя­тельной задачи, утверждается как штудия натуры (см. Акт) и как одна из основ художественной педагогики (см. Обнаженная натура); Диего Веласкес, Питер Пауэл Рубенс, Рем­брандт, Антуан Ватто, Франсиско Гойя создают полные одухотворен­ности и жизненного обаяния образы женской красоты. В академической живописи и скульптуре 17—19 вв. ут­верждаются нормы идеализации, ос­нованной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства (античной скульптуры, живописи Возрождения), тогда как искусство рококо отдало предпочте­ние игривой, заманчивой эротике, двусмысленным ситуациям и полураз­детым моделям. В 19 в. сложился тип Н. салонного искусства — дразня­щей чувственность, но недоступной и нереальной красоты; стал склады­ваться и реалистический вариант Н. — облик живой, освобожденной от одежд женщины, вначале овеян­ный романтическим флером экзоти­ки (Эжен Делакруа, Доминик Энгр, К. П. Брюллов), а во 2-й пол. 19—нач. 20 в. откровенный, совре­менный, погруженный в атмосферу реального бытия (Гюстав Курбе, Эду ар Мане, Эдгар Дега, Огюст Роден, Огюст Ренуар). Искусство 20 в. знает классический гармоничный тин Н., получающий большую свободу эмо­ционального выражения (Аристид Майоль, С. Т. Коненков), и экспрессивный, вызывающий, обнажающий трагизм положения человека в мире (Пабло Пикассо, Макс Пехштайн, Михаил Ларионов).

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати