Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА


 —
категория эстетики, отражающая со­вокупность взаимоотношений худо­жественного творчества и народа. Н. и. историческое понятие, его со­держание определяется конкретными условиями и этапами развития общес­тва, местом и ролью в нем искусства. Н. и. проявляется прежде всего как способность выражать общенарод­ные, общенациональные интересы, настроения, взгляды, пристрастия; более прямо она заключается в связи искусства с народом, в обусловлен­ности художественного творчества жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, вы­ражением в искусстве их психологии, интересов и идеалов. Н. и. присуща прежде всего народному искусству, фольклору, творчеству самих народных масс. Но она в той или иной степе­ни, прямо или косвенно характерна для профессионального искусства на всех этапах его исторического разви­тия. В профессиональном творчестве Н. и. проявляется в правдивости (ис­тинности) его содержания, глубине и значительности его идей, в создании образов народа и его героев, в связи искусства с образами народного твор­чества, в обогащении профессиональ­ной художественной палитры элемен­тами языка народного искусства, в необходимости художественного творчества для широких обществен­ных кругов, в способности искусства развивать массы и поднимать их куль­турный уровень. Н. и. не сводится только к внешним признакам или к приметам национального быта, как и не сводится только к связям профес­сионального творчества с народным. Она в совокупности названных выше свойств, основанных на внут­ренней природе искусства, которое по самому существу своему предна­значено не только для профессиона­лов, а для всех людей. Искусство формирует человека как личность. Предназначение художественного творчества для широких обществен­ных кругов не означает, однако, уп­рощенности или потакания отсталым вкусам, а заключено в высокой про­стоте и ясности художественных об­разов, предполагающих гармоничное и совершенное выражение значитель­ного содержания. Этим подлинное творчество отличается от разного рода суррогатов и подделок под Н. и., как и от проявлений псевдона­родности и антинародности. Н. и. ярко воплотилась в отечественном изобразительном искусстве 19 и 20 вв.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати