Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СКЛАДЕНЬ


СКЛАДЕНЬ створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кос­ти или дереву либо в металле с ис­пользованием чеканки, филиграни, эмали и пр. Живописные диптихи к триптихи принадлежат к древней византийской литургической тради ции. Миниатюрные иконы служили аналойными образами при особых монастырских службах. На Руси они известны в сохранившихся памятниках не ранее кон. 15 в. (средник складня-триптиха новгородской рабо­ты в Русском музее). Во 2-й пол. 16—17 в., когда в период возникно­вения патриаршества в России акти­визируются контакты с христианским Востоком и Афоном, в Москве воз­рождается древняя традиция аналой ных миниатюрных триптихов.

В средневековой Руси издревле были распространены меднолитые иконы-складни, а в 15—16 вв. широ­кое распространение получили С, вырезанные из дерева или кости, имеющие драгоценные серебряные и золотые оправы. Они имели прямоу гольные или киотчатые формы и со стояли в основном из трех, реже из двух створок. Это были наперсные реликварии или моленные иконы с оглавиями (для ношения на шнурке гайтане). Во 2-й пол. 16 в. и особен­но в 17 в. имеют хождение резные путные и походные складни-иконо­стасы, в резьбе которых отражена программа живописного иконостаса. Наиболее известны памятники 15 в. драгоценный чеканный трип­тих мастера Лукиана (1412—1413, Музеи Московского Кремля), выпол ненный, по-видимому, по княжеско­му заказу; икона-складень троицкого резчика Амвросия (1456), ковчег-мо щевик троицкого игумена Вассиана Рыло (1463, оба в музее Сергиева Посада), выполненные с применени­ем резьбы на кипарисе, гравировки по серебру, золотой и серебряной скани. С. этого круга восходят по своей типологии к древнейшей визан­тийской традиции, представленной триптихом с Деисусом и реликвари ем св. Креста (11 в., Эрмитаж).

В средневековом русском искус­стве были распространены иконы из нескольких складывающихся частей, с изображениями на каждой или же только на более крупной централь ной части. В трехчастных С. средник закрывался боковыми створками.

В западноевропейском искусстве поздней готики. Возрождения, барок ко знамениты многие алтарные С.диптихи, триптихи, полиптихи, со­единяющие живопись и скульптуру (С. Михаэля Пахера в церкви г. Санкт-Вольфганг-ам-Аберзее, Австрия, 1471—1481), скульптурные (деревянный С. Файта Штосса в кос­теле Девы Марии в Кракове, 1477—1489), живописные («Алтарь Ильдефонсо» Питера Пауэла Рубен­са, 1632, Музей истории искусства, Вена).

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати