Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СЦЕНОГРАФИЯ


СЦЕНОГРАФИЯ (от лат.
scaena — сцена, место переодевания актеров в театре, от греч. skene— подмостки и grapho пишу) искусство созда­ния зрительного образа театрального спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, грима, бута­фории и реквизита, постановочной техники. Термин «С.» чаще всего применяется как равнозначный тер­мину «театрально-деко­рационное искусство». В зарубежном искусствознании он рас­пространен издавна, в русском полу­чил применение с сер. 20 в. Терми­ны «С», и «театрально-декорационное искусство», в большинстве слу­чаев совпадая, вместе с тем иногда различаются: в одном случае под те­атрально-декорационным искусст­вом подразумевается только искусст­во декорации театральной, а под С. вся совокупность средств художественного оформления спек­такля, зрелищного действа (различе­ние по объему понятия), в другомпод театрально-декорационным ис­кусством подразумеваются принципы оформления спектакля, характерные для 19 в., а под С. новаторские приемы, которые принес 20 в. (раз­личение по историческим пе­риодам). С. иногда называют также художественным оформлением спектакля.

Историческое развитие С. обу­словлено развитием театра, драматур­гии, музыки, изобразительного искус­ства. В задачу С. входит создание целостного зрительного образа спек­такля или другого действа, этот образ в некоторых случаях может быть не­изменным для всего представления, в других может складываться из чередования оформления различных актов и картин, в третьих соче­тать постоянные и изменяющиеся элементы. Сценографический образ может быть описательно-повествова­тельным или иносказательно-симво­лическим. С. дает характеристику места и времени действия, эпохи и персонажей, стиля и жанра воплоща­емого на сцене произведения. С. за­висит не только от его сути и харак­тера, но также от режиссерской кон­цепции спектакля, замысла и инди­видуальности художника. Поэтому одно и то же произведение в разных странах и театрах, у разных режиссе­ров и художников может иметь со­вершенно различную С. Сценографи­ческий образ существует не только в пространстве, но и во времени. Из­меняясь в соответствии с развитием действия, он воплощает движение драматургии, судьбы действующих лиц, разрешение конфликта. С., как правило, создается художником, яв­ляющимся одним из членов постано­вочного коллектива, руководствующе­гося единой постановочной концеп­цией. Но иногда режиссер и худож­ник соединяются в одном лице (некоторые спектакли режиссеров Н. П. Акимова, Г. А. Товстоногова оформлены ими самими). Среди на­иболее выдающихся сценографов рус­ского драматического и музыкально­го театра можно назвать К. А. Коро­вина, А. Я. Головина, Л. С. Бакста, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского, В. В. Дмитриева, П. В. Вильямса, С. Б. Вирсаладзе, В. Ф. Рындина, В. Я. Левенталя, Б. А. Мессерера и др.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати