Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СРЕДА


СРЕДА
(англ. environment, фр. milieu, ambiance, нем. Umwelt) — окруже­ние; материальное содержание, за­полнение пространства; сфера, в которой протекает жизнь. Понятие С. разнообразное и неопределенное,от архитектурной, городской, сель­ской С., пейзажного окружения до световой и воздушной С., тумана, дождя, снега, эмоциональной С., ус­танавливающейся в природе, интерь­ере. Архитектура с древности созда­ет особую С. для ритуалов и бытовых обрядов, отделяя ее от обыденного мира; сотворением особой С. являют­ся градостроительство и садово-парковое искусство. Ощущение С. часто связано в искусстве с интерь­ером, уподобленным Вселенной, не­бесному и земному царствам, с моза­иками и росписями в храмах, святи­лищах, молитвенных домах. Перелом от сверхличного и сверхчувственно­го ощущения мира к индивидуально­му и эмоциональному ощущению С. произошел сначала в китайской жи­вописи периода династии Тан (7— 10 вв.) и особенно династии Сун (10—13 вв.), когда живописцы Муци, Ли Тан, Ма Юань и другие создали картины природы, наполненной све­том, воздухом, туманами; пейзажи их проникнуты восторгом перед красо­той мира. В странах Ближнего и Среднего Востока, Юж. Азии новое ощущение среды связано с миниатю­рой, создающей образ благоуханной С. цветущего сада (Кемаледдин Бехзад, Султан Мухаммед, 15— 16 вв.). В Европе в эпохи поздней го­тики и Раннего Возрождения (14— 15 вв.) в миниатюрах братьев Лимбург, братьев ван Эйк, Жана Фуке смена времен года и частей суток обернулась жизнью природы, света и атмосферы, меняющимся настроени­ем. В России 14 — нач. 16 в. иконы и фрески Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия способствовали пробуждению чувства, эмоционально­го ощущения мира драматически грозного, гармонически ясного или ликующе праздничного. Но лишь с новой живописной системой, родив­шейся в венецианской школе кон. 15—16 в. (Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан), сложная драматическая жизнь природы, со­лнечный или ночной свет получили конкретное, ярко эмоциональное воплощение, развитое живописью 17—18 вв. (голландский пейзаж, на­тюрморт и интерьерная живопись, венецианская ведута, картины Рембрандта, Диего Веласкеса, Антуа на Ватто, Джанбаттиста Тьеполо, в которых жизнь человека неотделима от жизни световоздушной С.).

В 19 в. в романтической живопи­си Каспара Давида Фридриха, Эже­на Делакруа, Уильяма Тёрнера эмо­циональность С., окутывающей лю­дей, становится прямым выражением мира человеческих эмоций; склады­вается концепция особой экзотиче­ской (восточной, античной, средне­вековой) С., противопоставленной прозаическому окружающему миру. Романтическая идея особой С. в «оазисах красоты», созданных со­вместными усилиями разных видов искусства, нашла продолжение в ху­дожественной культуре символизма и стиля модерн на рубеже 19—20 вв. С нач. 19 в. в пейзажах Джона Констебла, Камиля Коро, А. А. Иванова происходит открытие реальной при­родной С. с ее изменчивостью пого­ды и ослепительным блеском солн­ца; оно получило развитие во 2-й пол. 19 — нач. 20 в., когда барбизонцы, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, а с наибольшей пос­ледовательностью импрессионисты, В. А. Серов, К. А. Коровин сделали природную С. главным героем живо­писи. В 20 в. идея создания новой современной социальной и художес­твенной С. для жизни обновленного общества стала вдохновляющим сти­мулом конструктивизма и «совре­менной архитектуры». Но не менее сильными оказались романтические импульсы создания свободных от вторжения противоречий жизни «эстетических очагов». В изобрази­тельном искусстве большую роль сыграло стремление сделать произве­дения искусства источником и сред­ством активного формирования С., воздействующей на эмоции и жизнь людей.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати