МАКОВЕЦКИЙ Владимир Кириллович


МАКОВЕЦКИЙ Владимир Кириллович

Художник ДПИ. Персональный сайт: glass-engraver.ru
Родился 21 июля 1954 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, с 2021г.)

Значительная часть произведений выполнена в творческом сотрудничестве с Е.В. Лаврищевой (коллектив «МакЛав»).
Основные произведения: «Рейнике Лис» (2000г.; оптическое стекло; шлифовка, полировка, матовая резьба по стеклу, гравировка; «Ак Барс Галерея», Казань), «Балена» (2002г.; оптическое стекло, металл; шлифовка, полировка, гравировка; «Ак Барс Галерея», Казань), «Дракон Горы» (2002г.; оптическое стекло; шлифовка, полировка, гравировка; «Ак Барс Галерея», Казань), «Ангел» (в соавторстве с Е.В. Лаврищевой; 2003г.; оптическое стекло; шлифовка, полировка, гравировка; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Пробуждение» (в соавторстве с Е.В. Лаврищевой; 2004г.; оптическое стекло, черное листовое стекло, металл, подсветка; работа алмазной пилой, шлифовка, полировка, гравировка; Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва), «Сцилла и Харибда» (2008г.; оптическое стекло; колка, шлифовка, полировка, гравировка; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Москва), «Арабески» (2012г.; стекло, дерево, подсветка; гравировка; частное собрание), «Белое Безмолвие» (2014г.; стекло, дерево, подсветка; шлифовка, полировка, работа алмазной пилой, гравировка, выколотка), витраж «Таинственные миры» (2015г.; стекло, дерево, подсветка; частное собрание), «Шоу» (в соавторстве с Е.В. Лаврищевой; 2016г.; гнутое осветленное стекло, дерево, металл, подсветка; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея художественного стекла Елагиноостровского дворца-музея (Санкт-Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва); Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» (Москва); Музея стекла в городе Каменицки Шенов (Чехия).

Участник выставок с 1995 года.

Профессиональная деятельность: один из организаторов творческой мастерской по гравировке стекла «Макграв» (1991-2006гг.). Участник международных симпозиумов «Engraved glass» (Каменецкий Шенов, Чехия) и «Glass in Kontext» (Фрауенау, Германия).

Награды РАХ: Серебряная медаль (2005г.); Золотая медаль (2019г.).


Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий

«Дракон Горы» - сюжет взят у Толкиена. Дракон изображён в своём могуществе. Он захватил сокровища гномов, сидит на них, никого не подпуская.  Он – властелин. И художникам надо подчеркнуть это ликование властью. Пожалуй, именно оптическое стекло даёт исчерпывающую возможность раскрыть это состояние.
Композиция состоит из трёх пластин, высотою в 30 см. В центре оставлен гладкий провал.
В первоначальной модели он был забит изображением этих самых сокровищ. И когда убрали все детали, образное звучание усилилось – пещера, властелин, тайна. Художники всё время идут от смысла, не усердствуют в формальных изысках и в то же время используют весь арсенал фактурных возможностей оптического стекла.
Особенность приёма Маковецкого, как гравёра в том, что он буквально вгрызается алмазным колесом в толщу стекла, того и гляди, прорубит дыру. Но всё идёт своим чередом – введена полированная гравировка, использована грубая матовая поверхность и, главное, остроумно обработаны сколы. 
В. Маковецкий рассказывает: «Выбираешь крупным зерном и образуется сверкающая, серебристая фактура из-за того, что крупные зёрна алмаза дают сколы. Первоначально возникшие как нечто вроде отходов от работы колеса они ложатся уже преображённые и сюжетно необходимые». Художник далее выявляет блики, тени, света, словом, идёт чисто живописная работа.
В целом «Дракон» - первая ласточка, возвестившая о новизне приёма работы со стеклом.
Этот приём заключается в соединении двух объёмов – внешнего (силуэт, пропорции) и внутреннего (выявление пространственных соотношений деталей и обыгрывание их отражений). Он характерен для композиции «Рейнике Лис», «Галантные сцены» и для многих других основных произведений.

Нина Василевская




Возврат к списку

версия для печати