Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»


МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
"ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ С.Т. КОНЕНКОВА"



ТИП УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Филиал ФГБУ Российской академии художеств
НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
АДРЕС
125009, Москва, ул.Тверская, д.17
ГРАФИК РАБОТЫ
понедельник – выходной день
вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 12.00 до 20.00, касса – до 19.30
четверг – с 13.00 до 21.00, касса – до 20.30
последняя пятница месяца – санитарный день
ТЕЛЕФОН
8 (495) 629-6139; 8 (495) 629-4472
САЙТ
rah.ru
Электронная почта : konenkov.museum@mail.ru
CТРАНИЦЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Фейсбук - https://www.facebook.com/pages/Мемориальный-музей-Творческая-мастерская-СТКоненкова/583645335065641
СТОИМОСТЬ ВХОДНОГО БИЛЕТА
Полный – 80 рублей, льготный – 40 рублей, экскурсионный – 150 рублей
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ИЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
Бесплатное посещение и экскурсионное обслуживание для отдельных категорий граждан
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ

Творческие вечера, музыкальные вечера, вечера памяти художников


АНОНСЫ


 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЫСТАВКИ
 

 
Дмитрий Астафьев (МГАХИ им. В.И. Сурикова). «Осязание реальности или непосредственной близости».   1-15 марта 2017 года.

  
Реконструкция кабинета нью-йоркской мастерской Сергея Коненкова.

АРХИВ СОБЫТИЙ

Презентация книги Марии Майстровской
«Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля.
М.: Прогресс – Традиция, 2016.


Мария Смольянинова "Диалог с офортом". 25 января-15 февраля 2017 года.

"Диалог с мастером". Выставка произведений художников-стажеров Творческой мастерской скульптуры РАХ.
22 декабря 2016 года  -22 января 2017 года


Выставка «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники»
13 мая 2016 года - 13 июля 2016года

Тимофей Смирнов. «КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА».

12апреля 2016 года - 28 апреля 2016года

Презентация научного сборника «Голубкина, Конёнков и некоторые вопросы развития русской скульптуры нового времени
22.04.2016


Сергей Коненков. Творчество и судьба. К 140-летию со дня рождения
06.07.2014 – 12.07.2014


Сергей Тимофеевич Коненков. Скульптура ХХ века.    
В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

10 июня 2015 года - 17 января 2016 года
ГТГ, Лаврушинский пер., 10, залы 41–42

Александр Бурганов
«ГОЛГОФА». Скульптура, графика

К 140-летию со дня рождения С.Т.Коненкова
14.04 – 04.05.2015

Научное заседание к выставке «Сергей Тимофеевич Коненков. Скульптура ХХ века»
24.09.2015

"Коллеги в гостях у Коненкова"
Выставка фотографии Бориса Сысоева
11.02.2015 - 28.02.2015

Научно-практическая конференция «Скульптура. Актуальная классика»
16.06.2015 
Мемориальный  музей  «Творческая мастерская С.Т.Коненкова»
 (Москва, ул.Тверская, д.17)

«Лишь земля и небо». К 110-летию Саула Рабиновича
25.05.2015 – 30.06.2015

«Союзники. Взгляд художника на войну»
Выставка к 70-летию Великой Победы
05.05.2015 – 20.05.2015





ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ
Здание, в котором располагается Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова», является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры.
Раньше на этом месте стояла церковь святого великомученика Дмитрия Солунского. Храм был основан в 1625 году и перестроен в начале ХIХ века в стиле ампир, задавая архитектурный тон всей Страстной площади (ныне Пушкинская). Здесь же (рядом с церковью) в 1920-е годы находилось известное литературное кафе имажинистов «Стойло Пегаса», частыми посетителями которого были  С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Дункан, Н. Клюев, А. Таиров и др.

В 1934 году церковь была разобрана и на ее месте в 1939-1941 гг. построен жилой дом. Спроектировал его известный архитектор  А.Г. Мордвинов, который также является автором ряда зданий на Тверской. Массивные стены сделали из светлого кирпича. Фасад украсили затейливыми рельефами, балконами, эркерами и башенками восточного типа. Угловую башню дома венчала  статуя балерины (автор- скульптор Г.И. Мотовилов). В конце 1950-го года  по причине плохой сохранности статуя была демонтирована.
Интересен дом и своими знаменитыми обитателями. Здесь в разное время жили музыкант А.Б. Гольденвейзер  (его квартира теперь является филиалом музея им. Глинки), авиаконструктор М.И. Гудков, драматург и сатирик Г.И. Горин.
До 1950-го года в начале Тверского бульвара стоял памятник А.С.Пушкину, созданный в 1880 году знаменитым скульптором А.М.Опекушиным. Коненкову нравился этот памятник  и был очень рад, что из окон его мастерской открывается замечательный вид на Тверской бульвар и памятник поэту.

С 1947 по 1971 год в  доме №17 по Тверской улице  жил и работал С.Т. Коненков.  После  смерти  скульптора вышло  Постановление Правительства («Об увековечивании памяти С.Т.Коненкова») и в том числе о создании в его квартире-мастерской мемориального музея. Работу по формированию коллекции  музея, его экспозиции проводили Министерство культуры СССР и Академия художеств СССР, в структуру которой  вошел  музей. В 1974 году, к столетнему юбилею мастера музей был открыт.

Музей включает помещение мастерской и мемориальную часть: жилые комнаты второго этажа, кабинет, холл и гостиную. Удалось сохранить все особенности интерьера, выполненного по личному проекту самого Коненкова.
Постоянная экспозиция музея-мастерской С.Т.Коненкова является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ мастера, наиболее полно представляющим все этапы творческой биографии классика  русской скульпторы. Большую ценность представляет обширная библиотека, фонд фотографий, включающих изображение  произведений Коненкова, оставшихся в США, записные книжки Коненкова, рукописи статей и книг. 
Сегодня музей сотрудничает с выставочными залами и галереями страны. В его залах проходят выставки работ не только Коненкова, но и его учеников, произведений  молодых скульпторов и художников.





   
ПРОФИЛЬ ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ ЭКСПОНАТЫ

В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954), отмеченный Ленинской премией и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) – один из наиболее утонченных и поэтических женских образов. Здесь же представлена выполненная из пней и корней оригинальная авторская мебель (кресла «Лебедь», «Сова», «Удав» и др.), в которой формы и образы  заимствованы из природы. Этот уникальный гарнитур является одной из достопримечательностей музейного собрания.
Основная экспозиция размещена в помещении мастерской. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (1893), «Камнебоец» (1897), работы «серебряного века»,среди которых произведения, вошедшие  в сокровищницу русской скульптуры, такие как «Бах» - жемчужины музея, где автор поднялся до необычайного по силе обобщения синтетического монументального образа, ряд композиций на тему «Паганини» , «Самсона».

Неизменный интерес посетителей музея вызывает знаменитая «Лесная серия», раскрывающая русский национальный характер и демонстрирующая высочайшее мастерство обработки дерева: 
 «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы – ельнинские» (1942), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).

 За свою долгую творческую жизнь Коненков создал великолепную галерею портретов своих современников, выдающихся представителей мировой культуры и науки, в которых проявился его необычайный дар тонко чувствовать индивидуальность, особенности характера и духовного богатства личности. Это – блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького известные портреты внучки писателя Марфы Максимовны Пешковой  и ее дочери Ниночки – произведения удивительные по богатству эмоциональных нюансов, полные ясного состояния внутренней чистоты и покоя.
Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Вершиной портретного творчества мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
В конце 1920-х годов в творчестве Коненкова появляются совершенно новые сюжетные и пластические мотивы – он обращается к религиозным образам. Евангельский цикл – единственно полное и всеобъемлющее выражение в скульптуре религиозных поисков Коненкова. В музее находятся «Пророк» (гипс, 1928), «Иоанн (терракота, 1928), «Иаков» (терракота, 1928), изображения Христа в дереве и гипсе.

Работы последних лет жизни Сергея Коненкова отмечены пластическими экспериментами, стремлением соединить разные виды искусства, выразившимися в синтезе скульптуры и живописи, в  попытке соединить движение, звук и скульптуру. Все это нашло свое воплощение в музыкальном скульптурном инструменте «Космос», который можно назвать одной из первых инсталляций в русском искусстве 1950-х годов.

 До конца своей жизни Коненков оставался смелым новатором и экспериментатором в искусстве, человеком широчайшей эрудиции, мыслителем, глубоко переживающим события своего времени. Недаром завершающий литературный труд скульптора назван «Мой век».


В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.



версия для печати