АКАДЕМИЗМ


(фр.
académisme) — художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. А. неотъемлемая часть художественной культуры, связан­ная с сохранением и развитием вы­сших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. В академиях происходит т. н. академизация, т. е. превращение в норму, образец и основу художественной школы, к.-л. конкретно-исторического направления в искусстве. Не являясь стилем, А. об­ладает стилевыми признаками, осно­ванными на устойчивости культиви­руемых форм.

Истоки А. в творчестве и ху­дожественных принципах братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи основателей Болонской академии (ок. 1585), выработавших строгий кодекс художественного по­ведения, регламентацию, определяющую достойные изображения сюже­ты и гамму чувств, соответствующие им художественные формы и компо­зиционные решения. В их живописи академизации подверглись приемы великих мастеров итальянского Вы­сокого Возрождения, прежде всего Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Особенности А. полнее всего скрываются в созданном братьями Карраччи и их учениками академи­ком типе алтарной картины и дументально-декоративной росписи (фрески братьев Карраччи в палаццо Фарнезе, Рим, 1597—1604). А. противостоял маньеризму; применяемые им построения и пластические формы были обращены к классическим принципам Ренессанса, но на той стадии развития А. в нем проявились характерные черты барокко: в иллюзионизме декоративных композиций,в красочности колорита.

Дальнейшая эволюция А. связана с образованием французской Коро­левской академии живописи и скульптуры (1648), опиравшейся на принципы классицизма. В 17—18 вв. А. культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. В 1-й пол. 19 в. он исчерпал свои потенциальные возможности развития, и в это же время с ним начал свое противоборство романтизм, который, как и реализм, впоследствии стал предметом академизации.

Академизация содержит в себе опасность отрыва искусства от современности, односторонней ориентации нa существующие образцы, их кано­низации и механического повторения. Поэтому академии могли играть в истории искусства не только прогрессивную, но и консервативную роль. Так, в 18 — нач. 19 вв. Императорская Академия художеств в России имела большое прогрессивное значение, поскольку с ней связаны все основные выдающиеся достижения искусства этого времени. Но в сер. 19 в. она стала оплотом отжив­шего эпигонского классицизма; в ее деятельности возобладали тенденции, тормозящие развитие искусства; это вызывало критику противостоявших ей передвижников и сторонников других течений современного искусства.


версия для печати