Выставка графики З.К.Церетели «Радость бытия» в Библиотеке МГАХИ им.В.И.Сурикова при РАХ

 

Другие выставочные залы


Фоторепотраж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Сроки экспонирования: 22 февраля – 20 марта 2024 года
Место экспонирования: Библиотека Суриковского института (Москва, Товарищеский пер., 30). 
Экспозиция рассчитана только на студентов и преподавателей МГАХИ.

Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова при РАХ представляет выставку произведений народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели, приуроченную к 90-летию мастера. 2024 год является юбилейным для автора – выставки его работ проходят по всей России: в региональных государственных музеях и галереях, в художественных вузах страны, других культурных институциях. За два месяца прошли презентации более десятка юбилейных выставочных проектов З.К.Церетели. В январе в Романовском зале Научной библиотеки Российской академии художеств в Санкт-Петербурге (Университетская набережная, 17) была подготовлена экспозиция «Этот прекрасный мир». На прошедшей неделе состоялось открытие персональной выставки в Главном здании РГСУ в Москве. Сегодня в читальном зале Библиотеки Суриковского института открывается «Радость бытия», демонстрирующая графические работы из двух серий «Цирк» и «Листы из альбома», созданные в технике шелкографии.

Рисунок, быть может, самое органичное, самое естественное проявление натуры Зураба Константиновича Церетели. Рисовать для него – то же, что жить. Он рисует всегда и везде – в пути, на заседаниях, во время разговора с самыми разными людьми: без церемоний, не спрашивая разрешения набрасывает фломастером в альбом черты собеседника, запечатлевая свое непосредственное, сиюминутное впечатление от заинтересовавшего его человека. И уходит от действительности, «раздваивает» свое сознание, совмещая деловые интересы, проблемы, трудности, которые ему непрерывно приходится разрешать с воспоминаниями, интимными переживаниями, настроениями, которые никогда не умирают в душе, не тускнеют в глазах художника.
Люди его любимой Грузии, встреченные на горных тропах во время этнографических экспедиций, которыми так увлекался Церетели в молодые годы, увиденные на базарах и улочках старого Тбилиси – те же, что и в живописных работах горшечники, торговцы, дворники, уличные музыканты – характерные грубоватые корявые фигуры, явно утрированные, но всегда на редкость живые, с тяжелыми кистями натруженных рук, предстают в рисунках индивидуально, укрупненно, занимая собой все пространство белого листа бумаги. Церетели извлекает их из небытия, из глубин своей зрительной памяти, выводит на первый план, представляет во всей их монументальной значительности.
Сделанные мелким штрихом, «мохнатые» черные линии рисунка тушью быстро и точно обегают контур фигуры, сразу же, одним уверенным движением руки очерчивают ее силуэт, оставляя нетронутым пространство белой бумаги и в то же время передавая объем человеческого тела, его весомость, его живую, полнокровную плоть. Иногда, как в фигуре сидящей женщины с букетом цветов, линии утончаются, сводятся буквально к считанным скупым штрихам; белый фон и растворяет в себе фигуру, и выявляет, «подает» ее особенно весомо – так работали в графике Матисс, Пикассо, столь почитаемые и любимые Церетели.
Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе статьи искусствоведа М.А.Чегодаевой






версия для печати