А.К. Якимович. Статья «Картины Ольги Жилинской и Владимира Жилинского на выставке в Академии художеств». 2024

 

В начале 2024 года в залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) прошла выставка произведений члена-корреспондента РАХ Ольги Дмитриевны Жилинской и её сына, художника и реставратора Владимира Михайловича Жилинского (Ходанова).

Было бы наивно представлять себе настоящих больших художников в роли иллюстраторов отвлеченных идей. Если спросить Ольгу Жилинскую о ее понимании сегодняшних проблем России, то вряд ли мы получим вразумительный ответ. Мастер пишет, как дышит, а не трактат сочиняет о судьбах России. В итоге, однако же, художник обязательно высказывается о главном. А главное – это вопрос «что с нами происходит».
Ольга Дмитриевна, дочь художников Нины и Дмитрия Жилинского и мать художника Владимира Жилинского, отталкивается от бытовых зарисовок. Люди едут верхом на лошадях. Купаются в море. Катаются на коньках. Вот стоит фигурка на мосту, а вдалеке расстилается панорама Москвы. Но писаны эти картины вообще-то не для того, чтобы сообщить нам, как живут и где бывают члены большой фамилии Жилинских, какой у них дом на Юге, и как складываются отношения старших и младших. Точнее, эти рассказы из жизни семьи – это кухня художника, обыденность, биографические снепшоты, житейские моменты. Искусство как таковое, то есть образы и послания произведений Ольги Жилинской – это про другое.
Художница погружена в традицию Фаворского и наследие русского конструктивизма начала ХХ века. Ольга Дмитриевна создает прочный и надежный мир. Она строит, лепит, конструирует свои холсты цветом. Она дарит зрителю хорошо устроенный, Божественно скроенный и отлично отделанный облик нашей жизни. По этим дорогам хочется ходить, в этих комнатах хорошо жить, с этими молчаливыми и сосредоточенными персонажами хорошо иметь дело. Но в этом прекрасном «русском мире» все время возникают напряжения и сдвиги. Малые детали выделяются из обширных панорам, перспективные улеты и перекосы захватывают дух. Тут до космических пространств один только шаг. А это означает, что уютно тут мы себя не почувствуем. Зрителю иной раз хочется сказать себе: как хорошо устроен этот мир, как хочется тут остаться навеки и ощутить уверенность. И тут же – сбой, контраст, полет, перекос, драма, гротеск. В странное измерение ведет нас Ольга Дмитриевна. Она, возможно, искренне хотела бы показать в своих картинах именно прочно и надежно устроенный мир жизни. Но никуда мы не денемся от парадоксов и «полетов во сне и наяву». Это Россия. Узнаёте?
Младшее поколение ищет себя и находит свое особое измерение в традиции умного и глубокого «жилинского» искусства. Владимир Михайлович Жилинский (Ходанов) делает вещи, которые заметно отличаются от традиционных московских опытов с качественно написанными живописными холстами. Его самозадача – расширение этого канонического станковизма. Младший мастер постоянно заглядывает в измерения кино и видео. Не в том смысле, что он отказывается от кистей и красок. Но его опыт работы в области мультфильма (рисованная экранизация «Синей собаки» Тонино Гуэрра) был явно не случайным. Владимир Михайлович иной раз пишет традиционные живописные холсты, то есть отдает дань бытийственности. Но рисуя дерево или мост через реку, он явно хочет преодолеть переживание онтологической данности. Никакие данности не даны навечно. Мазки, как живые существа, извиваются и ползут, летают и трепещут. О чем эта живопись или как-бы-живопись? Большие холсты, покрытые нервными штрихами черного акрила, изображают «Тайную вечерю» или просто абстрактную конфигурацию в пространстве. Рисовать так – это означает намекать на таинство, на запредельные смыслы, на метафизические сущности «другой стороны». Человек-художник в очередной раз пытается заглянуть за пределы человеческого зрения и увидеть, что в белом пятне, в завитке черной краски, в пространственных цезурах между фигурами есть именно «иные смыслы». Не пытается ли молодой мастер заглянуть в пространства инобытия, куда устремлялись надежды и упования визионеров и мистических созерцателей? А такие устремления как раз в России происходили и сто лет тому назад, и полвека тому назад, и полгода тому назад. Взять черное и белое и движениями руки обозначить портал для входа в иное измерение; откуда это устремление современного молодого художника? Настоящее искусство всегда загадочно. У разных мастеров оно загадочно по-разному.
Александр Якимович, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств






версия для печати