Выставка «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники» в музее Коненкова

 

13 мая 2016 года в 18.00 в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» (Тверской бульвар,28) открылась выставка «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники», организуемая в форме диалога и посвященная проблемам поиска,  сохранения, изучения и пропаганды творчества великих мастеров русской скульптуры ХХ века.

Актуальность нового выставочного проекта заключается в том, что впервые кураторы  предприняли попытку выстроить визуальные параллели в жизни и творчестве двух великих скульпторов, которые были современниками, и чье творчество развивалось в русле русской и европейской скульптурных школ первой половины ХХ века. В искусстве С.Конёнкова и С.Эрьзи отразился процесс поиска и открытий новых путей развития скульптуры, новаторского отношения к дереву, ставшему главным материалом их творчества.

В творчестве скульпторов существует немало схожих тематических линий и сюжетов, которые они разрабатывали индивидуально, в соответствии с собственными образно-стилистическими концепциями, в каждом случае сумев достичь интересных результатов. Так, на выставке зрителям предоставляется возможность увидеть визуальные параллели между произведениями С.Конёнкова и С.Эрьзи, изображающими образы Христа и пророков, женскими портретами («Эрзянка» С.Эрьзи и «Портрет женщины в русском сарафане» С.Конёнкова, «Смеющаяся девушка» С.Эрьзи и «Нике» С.Конёнкова), образами великих людей («Паганини», «Бах», «Рахманинов» С.Конёнкова и «Бетховен», «Музыка Грига», «Мельпомена» С.Эрьзи) и т.д.

При этом очевидно влияние творчества С.Конёнкова на становление стиля молодого С.Эрьзи. Прошло столетие с того дня, когда в 1916 году в мастерской Конёнкова на Пресне Эрьзя впервые увидел произведения, исполненные им в дереве. Но получив сильный импульс от увиденных произведений С.Конёнкова, далее С.Эрьзя пошел собственным путем, в результате которого сформировался  уникальный, ни на кого не похожий творческий стиль мордовского мастера.

Немало совпадений наблюдается и в жизненных ситуациях, пережитых С.Конёнковым и С.Эрьзей. Например, обучение в скульптурной мастерской С.М.Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, путешествия по Европе, активное участие в плане монументальной пропаганды, успешная преподавательская деятельность, долгий период их пребывания и работы в Америке, возвращение на родину, где прошел последний – советский этап их жизни. На выставке эти параллели  отражены в архивных документах и фотографиях.

Авторы экспозиции подготовили специальную программу мероприятий, среди них - диалог реставраторов музея и фонда, имеющих большой опыт работы со специфическими породами деревьев, в которых были исполнены произведения скульпторов. Особый интерес неизменно вызывает рассказ о реставрации работ С.Эрьзи, выполненных в субтропических породах - кебрачо, альгарробо и урундай.

Еще одной актуальной темой, которая будет обсуждаться в ходе выставки, станет проблема сохранения и пропаганды творчества великих мастеров в современных условиях. В этом случае многолетний опыт работы фонда по созданию эксклюзивных слепков произведений С.Эрьзи, находящихся в мало доступных коллекциях (частных собраниях и музеях дальнего зарубежья), можно считать новым словом в восполнении лакун творческой биографии выдающихся скульпторов. Уровень  исполнения отливов, экспонируемых на выставке, дает возможность  убедиться в серьезности подхода к решению проблемы и высоком профессионализме специалистов, работающих над созданием  коллекции копий работ С.Эрьзи.

В программу включена демонстрация документального фильма «Зевс и Пан» (реж. Ю. А. Лурье, 2005), рассказывающего о пересечении путей двух скульпторов, которым судьбой было предначертано стать соперниками и единомышленниками в жизни и искусстве.

Заключительными точками соприкосновения биографии двух великих мастеров стал известный факт посещения С.Конёнковым персональной выставки С.Эрьзи на Кузнецком мосту в Москве (1954), где он оставил такую запись в книге отзывов: «Одно могу сказать: очень хорошо! Приветствую Вас, Эрзя!» А также надгробный памятник С.Эрьзе, который С.Коненков выполнил в 1961 году из белого мрамора в память о своем великом современнике и в знак признания его таланта. Гипсовая модель памятника экспонируется на выставке наряду с другими произведениями С.Конёнкова.

Программа мероприятий включает презентацию новых изданий о скульпторах, адресованных читателям разного возраста, а также - демонстрацию новых архивных находок, что привлечет внимание, в первую очередь, специалистов.

Выставка организована совместно с Международным фондом искусств им.С.Д.Эрьзи, она продолжает цикл выставок «В гостях у Конёнкова», а также входит в юбилейную программу «Скульптор Эрьзя. Начало вечности», посвященную 140-летию С.Д.Эрьзи.

Выставка будет работать в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» (Тверской бульвар, 28)  до 10 сентября 2016 года.

Информация по тел.:  
 8 (495) 629-6139, 8 (495) 629-44-72 www.rah.ru
 8(495) 500-01-20                  www.erzia-fond.com
Часы работы:
вт.,ср.,пт.,сб., вс.- с 12 час. до 20.00 час. (касса до 19.30 час.)чт.  с 13 час. до 21.00 час. (касса до 20.30 час.) Выходной день-понедельник
 

Е. Орлова. «Искусству нельзя научить! О выставке «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники».






Диалог двух выдающихся мастеров представляет выставка "Сергей Конёнков и Степан Эрьзя"
ТВ Россия1 Культура



Возврат к списку

версия для печати