Выставка произведений Андрея Дубова
Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
25 ноября 2014 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств АНДРЕЯ ДУБОВА.
В экспозиции - около 200 живописных работ, созданных в 1980-е – 2014 годы.
Андрей Игоревич Дубов родился в 1959 г. в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1982 г. – графическое отделение Московского полиграфического института, где учился у народного художника СССР, академика, профессора А.В.Васнецова. Впервые показал свои работы на 15-ой Московской молодежной выставке в 1983 г. С 1988 г. – член Союза художников СССР. С 2011 г.- профессор кафедры рисунка и живописи Московского государственного университета печати. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. Произведения художника находятся в собраниях многих российских музеев и картинных галерей: в Таганроге, Томске, Москве, Кемерове, Курске, Туле, Кургане, Плёсе, в картинной галерее г. Кутаиси, в частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии, России.
Живопись Андрея Дубова сразу в глаза не бросается. Если одним взглядом окидывать какую-нибудь групповую выставку, картины этого художника нетрудно и проглядеть. Вообще соседство с яркими, броскими полотнами - не для работ Андрея. Зато если уже вы усмотрели неброскую, но по-особому притягательную живопись Дубова, то сможете получить истинное удовольствие от неторопливого созерцания ее кажущейся обманчиво простой цветности и пространства и уже не захотите переключать внимание на что-то пестрое. Поэтому идеальное место для картин художника - персональная выставка, а еще лучше - домашний интерьер, поскольку они обладают редким для современной живописи цельностью и органичностью, с одной стороны, а с другой - оказываются созвучны личному восприятию зрителя, несмотря на все разнообразие людских вкусов и настроений.
От своих учителей, первым из которых надо назвать известного московского живописца Андрея Васнецова, преподававшего в Московском полиграфическом институте, а через него - и таких замечательных представителей старой живописной школы, восходящей к началу XX века, как Николай Крымов или Константин Истомин, - итак, от своих учителей Андрей усвоил особо серьезное отношение к цветовому тону и к точности цветовых отношений. Именно на этом строится не только цветовое, но и композиционное единство каждого полотна. К тем, кто повлиял на его живописную манеру, сам Андрей относит и своего любимого мастера - выдающегося француза Камиля Коро, которому принадлежат важные слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое». Андрей Дубов пишет большими цветовыми пятнами, крупными, красочными массами, удачно сочетая их с активной контурной линией, которая своим декоративизмом оттеняет пространственность работ живописца. Сам Андрей говорит, что в работе его прежде всего интересует именно пространство, потому что оно всегда индивидуально и неповторимо. Можно уточнить, что речь идет о субъективном, лично прочувствованном пространстве, а значит, и о связанном с ним особом времени в произведениях Дубова. Так же неповторима и атмосфера практически каждой его работы - будь то пейзаж, интерьер или натюрморт. Кажется, выбор мотивов невелик, но, при всей их близости и даже подобии, картины Дубова друг на друга не похожи (в данном случае речь не о почерке художника, который как раз в каждой вещи очень узнаваем). Дело в том, что они разнятся всякий раз по-иному продуманными композицией и сюжетом.
Действительно, подсмотренные в окружающем мире простые и не притязательные сами по себе виды, предметы и прочие элементы картинного целого выстраиваются Андреем по собственному усмотрению в крепко скроенный живописный организм. Можно сказать, что ни одна работа не подражает тому, что окружает автора, а являет нам очень похожий на реальный, но все же другой, своего рода «параллельный» художественный мир. В этом мире важны не только и даже не столько разного рода предметы, точнее образы этих предметов, сколь пластические взаимосвязи форм и пространственные паузы между ними, то, что в теории стиха филологи называют «цезурой». Нередко в работах Дубова пространство формируется самими предметами (в архитектурных пейзажах или, например, там, где изображены купы деревьев в лесу или парке). В таком случае особо важную роль в композиции приобретают пространства более светлых пятен неба и земли перед (а получается, что и «под») крупным объемом. И тут главным «действующим лицом» живописного спектакля становится цвет. Именно цвет, превращая все элементы композиции в частные случаи некой единой субстанции, объединяет их в целое. Цвет у Андрея Дубова не натурален, скорее декоративен, он - не только результат визуальных наблюдений художника за окружающим миром, но и самостоятельный активный инструмент творческого замысла...
Андрей любит Москву и Подмосковье, но и много ездит по центральной и северной России. Интересно, что даже в прославленных своими историческими памятниками старых городах (Зарайске, Переславле-Залесском, Тотьме и других) он не спешит запечатлеть в памяти и на полотне замечательные образцы старой архитектуры. Его больше привлекают, как кажется, невыразительные улочки и переулки с разношерстной массовой и даже не обязательно старой застройкой, с глухими заборами и облупившимися стенами без окон. Потому что, как и в видах природы, для Андрея Дубова важен не сам мотив, а его цветовой «сюжет» и композиционная пластика, формирующие своего рода «человеческое измерение» его искусства. Ведь весь мир его произведений отмечен присутствием людей - правда, скорее «за кадром» (в работах Андрея крайне редко встретишь изображения людей, а если они и есть, то чаще всего исполняют роль стаффажа). Плоды их труда - это и аккуратно расчищенные дорожки в «Зимнем саду», и убранный приусадебный участок («На даче»), и огромный «Стог». Возникающие там и здесь в пейзажах здания - от каменных домов до бревенчатых сараев - также возведены как бы незримо присутствующими людьми.
И все же пейзаж, при всех степенях участия людей в его преобразовании и при всей субъективности его восприятия и интерпретации художником, несет в себе мощное объективное начало. Это начало - Природа, порождением, которой, в конечном счете, являемся и мы сами. Однако в пространстве интерьера и в еще большей мере - натюрморта роль уже упомянутого «человеческого фактора» значительно больше. По интерьеру и его предметному наполнению можно многое сказать о том или тех, кто живет или творит в этом мире. Поэтому натюрморты и интерьеры Андрея Дубова, как и виды природы, - не празднично-нарядны, а то элегически-задумчивы (как «Букет в саду» или несколько «Интерьеров мастерской»), то более похожи на объекты медитации благодаря сопоставлению разнообразных объемов и форм («Полка», «Кухня» и другие). Их красочная палитра приглушена, предметы погружены в полумрак, как будто автор старается не отвлечь самого себя и зрителя от размышлений о времени, запечатленном в старых вещах (именно они, как правило, становятся главными «героями» этих камерных работ Андрея). Субъективное, личностно воспринятое Время в этих картинах тесно связано с Пространством и с самой тканью живописи, строящей это пространство на холсте, строящей в соответствии с замыслом художника, стремящегося преобразить хаос случайных впечатлений и импульсов, навеянных окружающим миром, в продуманную, главное, прочувствованную композицию.
В экспозиции - около 200 живописных работ, созданных в 1980-е – 2014 годы.
Андрей Игоревич Дубов родился в 1959 г. в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1982 г. – графическое отделение Московского полиграфического института, где учился у народного художника СССР, академика, профессора А.В.Васнецова. Впервые показал свои работы на 15-ой Московской молодежной выставке в 1983 г. С 1988 г. – член Союза художников СССР. С 2011 г.- профессор кафедры рисунка и живописи Московского государственного университета печати. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. Произведения художника находятся в собраниях многих российских музеев и картинных галерей: в Таганроге, Томске, Москве, Кемерове, Курске, Туле, Кургане, Плёсе, в картинной галерее г. Кутаиси, в частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии, России.
Живопись Андрея Дубова сразу в глаза не бросается. Если одним взглядом окидывать какую-нибудь групповую выставку, картины этого художника нетрудно и проглядеть. Вообще соседство с яркими, броскими полотнами - не для работ Андрея. Зато если уже вы усмотрели неброскую, но по-особому притягательную живопись Дубова, то сможете получить истинное удовольствие от неторопливого созерцания ее кажущейся обманчиво простой цветности и пространства и уже не захотите переключать внимание на что-то пестрое. Поэтому идеальное место для картин художника - персональная выставка, а еще лучше - домашний интерьер, поскольку они обладают редким для современной живописи цельностью и органичностью, с одной стороны, а с другой - оказываются созвучны личному восприятию зрителя, несмотря на все разнообразие людских вкусов и настроений.
От своих учителей, первым из которых надо назвать известного московского живописца Андрея Васнецова, преподававшего в Московском полиграфическом институте, а через него - и таких замечательных представителей старой живописной школы, восходящей к началу XX века, как Николай Крымов или Константин Истомин, - итак, от своих учителей Андрей усвоил особо серьезное отношение к цветовому тону и к точности цветовых отношений. Именно на этом строится не только цветовое, но и композиционное единство каждого полотна. К тем, кто повлиял на его живописную манеру, сам Андрей относит и своего любимого мастера - выдающегося француза Камиля Коро, которому принадлежат важные слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое». Андрей Дубов пишет большими цветовыми пятнами, крупными, красочными массами, удачно сочетая их с активной контурной линией, которая своим декоративизмом оттеняет пространственность работ живописца. Сам Андрей говорит, что в работе его прежде всего интересует именно пространство, потому что оно всегда индивидуально и неповторимо. Можно уточнить, что речь идет о субъективном, лично прочувствованном пространстве, а значит, и о связанном с ним особом времени в произведениях Дубова. Так же неповторима и атмосфера практически каждой его работы - будь то пейзаж, интерьер или натюрморт. Кажется, выбор мотивов невелик, но, при всей их близости и даже подобии, картины Дубова друг на друга не похожи (в данном случае речь не о почерке художника, который как раз в каждой вещи очень узнаваем). Дело в том, что они разнятся всякий раз по-иному продуманными композицией и сюжетом.
Действительно, подсмотренные в окружающем мире простые и не притязательные сами по себе виды, предметы и прочие элементы картинного целого выстраиваются Андреем по собственному усмотрению в крепко скроенный живописный организм. Можно сказать, что ни одна работа не подражает тому, что окружает автора, а являет нам очень похожий на реальный, но все же другой, своего рода «параллельный» художественный мир. В этом мире важны не только и даже не столько разного рода предметы, точнее образы этих предметов, сколь пластические взаимосвязи форм и пространственные паузы между ними, то, что в теории стиха филологи называют «цезурой». Нередко в работах Дубова пространство формируется самими предметами (в архитектурных пейзажах или, например, там, где изображены купы деревьев в лесу или парке). В таком случае особо важную роль в композиции приобретают пространства более светлых пятен неба и земли перед (а получается, что и «под») крупным объемом. И тут главным «действующим лицом» живописного спектакля становится цвет. Именно цвет, превращая все элементы композиции в частные случаи некой единой субстанции, объединяет их в целое. Цвет у Андрея Дубова не натурален, скорее декоративен, он - не только результат визуальных наблюдений художника за окружающим миром, но и самостоятельный активный инструмент творческого замысла...
Андрей любит Москву и Подмосковье, но и много ездит по центральной и северной России. Интересно, что даже в прославленных своими историческими памятниками старых городах (Зарайске, Переславле-Залесском, Тотьме и других) он не спешит запечатлеть в памяти и на полотне замечательные образцы старой архитектуры. Его больше привлекают, как кажется, невыразительные улочки и переулки с разношерстной массовой и даже не обязательно старой застройкой, с глухими заборами и облупившимися стенами без окон. Потому что, как и в видах природы, для Андрея Дубова важен не сам мотив, а его цветовой «сюжет» и композиционная пластика, формирующие своего рода «человеческое измерение» его искусства. Ведь весь мир его произведений отмечен присутствием людей - правда, скорее «за кадром» (в работах Андрея крайне редко встретишь изображения людей, а если они и есть, то чаще всего исполняют роль стаффажа). Плоды их труда - это и аккуратно расчищенные дорожки в «Зимнем саду», и убранный приусадебный участок («На даче»), и огромный «Стог». Возникающие там и здесь в пейзажах здания - от каменных домов до бревенчатых сараев - также возведены как бы незримо присутствующими людьми.
И все же пейзаж, при всех степенях участия людей в его преобразовании и при всей субъективности его восприятия и интерпретации художником, несет в себе мощное объективное начало. Это начало - Природа, порождением, которой, в конечном счете, являемся и мы сами. Однако в пространстве интерьера и в еще большей мере - натюрморта роль уже упомянутого «человеческого фактора» значительно больше. По интерьеру и его предметному наполнению можно многое сказать о том или тех, кто живет или творит в этом мире. Поэтому натюрморты и интерьеры Андрея Дубова, как и виды природы, - не празднично-нарядны, а то элегически-задумчивы (как «Букет в саду» или несколько «Интерьеров мастерской»), то более похожи на объекты медитации благодаря сопоставлению разнообразных объемов и форм («Полка», «Кухня» и другие). Их красочная палитра приглушена, предметы погружены в полумрак, как будто автор старается не отвлечь самого себя и зрителя от размышлений о времени, запечатленном в старых вещах (именно они, как правило, становятся главными «героями» этих камерных работ Андрея). Субъективное, личностно воспринятое Время в этих картинах тесно связано с Пространством и с самой тканью живописи, строящей это пространство на холсте, строящей в соответствии с замыслом художника, стремящегося преобразить хаос случайных впечатлений и импульсов, навеянных окружающим миром, в продуманную, главное, прочувствованную композицию.
Андрей Толстой,
доктор искусствоведения, академии Российской академии художеств,
директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
доктор искусствоведения, академии Российской академии художеств,
директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
СМИ о выставке:
Музеи России. Выставка произведений Андрея Дубова.
Афиша. Андрей Дубов.
Ваш досуг. Андрей Дубов.
АРТгид. Андрей Дубов.
Журнал The Where Moscow. Живопись Андрея Дубова.
"СМИ и Бизнес". ВЫСТАВКИ ДВУХ АНДРЕЕВ.
afisha.yandex «Андрей Дубов»
cultobzor. Андрей Дубов. Живопись.
gallerix. Выставка заслуженного художника РФ АНДРЕЯ ДУБОВА в залах Российской академии художеств.
voxxter. Выставка произведений АНДРЕЯ ДУБОВА.
kudago. Выставка произведений Андрея Дубова.
zovem. Андрей Дубов. Живопись.
Музеи России. Выставка произведений Андрея Дубова.
Афиша. Андрей Дубов.
Ваш досуг. Андрей Дубов.
АРТгид. Андрей Дубов.
Журнал The Where Moscow. Живопись Андрея Дубова.
"СМИ и Бизнес". ВЫСТАВКИ ДВУХ АНДРЕЕВ.
afisha.yandex «Андрей Дубов»
cultobzor. Андрей Дубов. Живопись.
gallerix. Выставка заслуженного художника РФ АНДРЕЯ ДУБОВА в залах Российской академии художеств.
voxxter. Выставка произведений АНДРЕЯ ДУБОВА.
kudago. Выставка произведений Андрея Дубова.
zovem. Андрей Дубов. Живопись.