Миля Гатауллина «Жизнь как чудо»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


 
Выставка открыта: 12.12.2013 -  12.01.2014
Место проведения: МВК РАХ, Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка,19)

Российская академия художеств представляет выставку произведений Мили Гатауллиной,  интереснейшего  молодого художника,  известного  и  признанного мастера. В  2001 году художница стала призером выставки «Музыка в живописи» (Москва-Лондон), в 2006 -  получила золотую медаль Российской академии художеств за серию живописи и графики, посвященной Башкирии, в 2017- серебряную медаль Союза художников России.  Еще в 1993-м картина Мили Гатауллиной «Синие тени» на парижском аукционе «Hotel Drouot» была самым дорогим лотом коллекции российского изобразительного искусства. Произведения  художника находятся в коллекции Московского музея современного искусства, Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, российских и зарубежных частных коллекциях.

Миля Гатауллина родилась в Уфе в 1971 году. В 1990 г. окончила МСХШ имени Н. Томского, в 1998 году - Московский Государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова  (отделение станковой графики под руководством Б. А. Успенского, А. Б. Якушина). Затем прошла  стажировку в творческой мастерской графики Российской академии художеств под руководством  народного художника РФ, академика  А.Д.Шмаринова. Член МОСХ – с 1998 г., член МСХ – с 2002 г. С 1988 года –  участник более ста  российских и зарубежных выставок. Ее персональные выставки прошли в  Уфе - выставочном зале Союза художников Башкортостана и  Доме-музее Аксакова (2002), Московском Музее современного искусства (2005), выставочных залах МОСХ  на Беговой (2009), МСХ (2011, Центральном Доме художника (2013).

«Жизнь как чудо» - так  назвала Миля Гатауллина экспозицию, включившую более ста живописных и графических работ разных лет.  Ключевую категорию своего творчества автор определяет как Преображение. Основная  задача для нее - возвращение себе и другим ощущения  цельности мира, рая, чуда,  почему-то оставляющее людей ныне живущих.  Почти все ее произведения  о родной Башкирии - ее природе, людях, буднях сельской жизни, а главное, музыке человеческих чувств, человеческого бытия. Мир сложный и гармоничный предстает в ее  полотнах.  Яркие, декоративно выразительные,  они одновременно глубоко философичны. «Зеленый платок», «Женщины», «Конец августа. Подсолнухи», «Гонят стадо», «Яблочное воскресенье»  –   конкретные сюжеты обретают в авторской интерпретации глобальный смысл. Живописный мир Мили Гатауллиной – мир художника, который полагает, что чертежи Создателя гениальны. Потому столь благоговейно - внимательна она  к каждой детали самой малой  природной  формы   к бытию в целом как форме большой. Потому  неустанно вслушивается  и открывает  для себя все новые смыслы, передавая их через линию, объем, цвет. И сам цвет для Мили – это мысль, образ, состояние. Именно он создает в ее произведениях то, что называет она благодатью. Вот как определяет художник  для себя одну из красок: «Белое подбирается сердцем, потому что белым прощают, белым любят, белым надеются. Белые платки и фартуки – не элементы одежды, тем более не детали исторического и этнического костюма. Это покров, крылья, забота, труд».

Творчество Мили Гатауллиной представляется чрезвычайно актуальным в наши дни, когда человечество живет в предчувствии обновления. Ибо этот мастер мыслит категориями искусства, существующего в пространстве общемировых культурных эпох и потоков. Она  принадлежит к тому кругу  художников, в творчестве которых синтезированы  черты национального искусства,  европейской живописи XX века, самые глубинные основы творчества. Строй  ее полотен, само их восприятие отсылает нас к иконописной традиции, в которой чем чище абрис письма, тем энергичнее передает оно молитвенную чистоту, тем ближе нашему сердцу.




Найдёшь и у пророка слово.
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.
                      Арсений Тарковский

…А помнишь – давно, лежишь в юрте, на овчине, накрывшись такой же овчиной,
вдыхаешь запах ночной степи, смотришь вверх и в отверстие круглое видишь над собою небо,
живое, дышащее, со звездами. И ты говоришь ему: «Здравствуй!»
Из книги Розы Хуснутдиновой   «Как прекрасно светит сегодня луна!»



Жизнь как чудо
Чудо приходит из детства.
Для кого-то это образ белой деревянной лошадки.
Для меня – живые лошади с густой развивающейся гривой на холмах, где ковыль и запах степной полыни.
Замкнутость пространства городских стен и тоннелей подземных станций метро, шум машин – атрибутика жизни города, его так называемый «горизонт». А в противовес – необъятные горизонты полей, шум деревьев и ветра, тишина деревенского дома, где в окно бьется бабочка.
Естественное и созданное цивилизацией взаимно познаются в контрасте. Старинную песню с образным рядом, глубиной и многогранностью ассоциаций, начинаешь понимать и ценить, слушая монотонность и однообразие ежедневных «срочных» новостей города.
Каждый день и час в деревне становится событием, останавливающим время.  Точка отсчета - секунда, переходящая в вечность.
Цвет начинает приобретать свой изначальный сокровенный смысл. Это не окраска предметов, а музыка, которая вливается в душу человека и преображает его. Рождается музыкальная тема и происходит рождение образа. И вот уже Мир открывается как забытый сундук на чердаке, полный чудесных открытий.
Миля Гатауллина.         






версия для печати