Выставка «Часть целого» Ларисы Давыдовой в Подольске

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 6 – 25 апреля 2024.
Место проведения: выставочный зал Дома художника Подольского городского отделения Союза художников России (г. Подольск, ул. Кирова, 42В)

Подольское городское отделение Союза художников России представляет выставку живописных произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Ларисы Алексеевны Давыдовой «Часть целого», где будут показаны около 42 полотен автора. Вернисаж мастер совместила со своим творческим вечером, на котором она рассказала о своём искусстве, педагогах, проектах и мастер-классах. В нем приняли участие академик РАХ, доктор искусствоведения Татьяна Астраханцева, член-корреспондент РАХ Олег Арадушкин и другие художники, искусствоведы.
Лариса Давыдова получила классическое образование в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года и в мастерской монументальной живописи Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. Её наставниками были Ю.Г.Седов и К.А.Тутеволь, через которых она соприкоснулась с традицией Общества художников-станковистов – А.А.Дейнеки и Ю.И.Пименова. Отсюда прослеживается пластическая смелость, обобщённость решений, декоративность цвета и впечатление «фресковости» её полотен, умение гармонично соединить классические монументальные композиции с непринуждённостью исполнения. Широкое признание получил ее живописный цикл «Связь времён» - портреты Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, В.Н.Татищева, Екатерины II и других исторических личностей. Одна из известных работ мастера «Последняя черёмуха» (1987) находится в собрании московского Музея Победы. Воплощая символический рассказ о судьбе подольских курсантов, Лариса Давыдова отходит от привычного развёрнутого сюжета, заменяя взаимодействие персонажей мысленной связью времён. Программным является «Автопортрет с ангелом» (1993), написанный в момент тяжелейшего духовного кризиса. Выхваченное состояние мгновенного перехода в иное измерение считывается как торжество победившего человека, предстающего в роли триумфатора. Целая серия полотен посвящена поиску современного типажа: «Сережа» (1985, 2023), «Наташа, коралловые бусы» (1986), портреты художниц О. Утко (1997) и Р.Тихоновой (2022) и других. Облики героев одновременно конкретны и обобщены. Живописец стремится найти образ для каждой модели, исходя из деталей: позы, прически, взгляда, характерных атрибутов. В картине «Дочь рабочего» (2007) используется красочная палитра и акцент на швейную машинку, катушки с нитками, освещённые заходящим солнцем корпуса завода. Поэтическое отношение к предмету изображения характерно для композиций, посвящённых жизни российской провинции. Тема, появившаяся в 1980-х годах, постепенно стала одной из основных в творчестве Л.А. Давыдовой. Обращение к частному быту раскрывает обыденность как форму жизни, которая интересна и многообразна в своем проявлении. Например, картина «Утренний чай» (2005) изображает женщину за приготовлением завтрака. Автор сознательно снимает акцент с женской фигуры, переводя внимание на атмосферную обстановку. Натюрморты мастера отличает одна интересная черта: предметы приближены, словно выходят из пространства картины. В экспрессивной манере написан «Натюрморт с кипящим чайником» (2006), где «пламенное» звучание достигается за счет использования теплых оттенков краски, положенных свободным мазком. Важную роль в искусстве автора также занимает пейзаж, в котором современность непроизвольно сопоставляется с уходящей стариной. В «Синих тенях» (2009) преобладает лаконичность колористического решения: художник применяет цвет для создания впечатления внутреннего движения, его переходы от одного к другому контрастны, но смягчены светотенью. При всей кажущейся простоте мотивов и сюжетов в картинах чувствуется непосредственное жизненное впечатление и внутренняя цельность образа.

Управление информации (пресс-службы) Российской академии художеств на основе пресс-релиза






версия для печати