Выставка «Елена Церетели и Татьяна Кочемасова. Декоративно-прикладное искусство и живопись» в Москве

 

Другие выставочные залы


Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Сроки экспонирования: 21 марта – 21 апреля 2024 года
Место экспонирования: Галерея А3 (Москва, Староконюшенный пер., д. 39)
Галерея А3 Объединения «Выставочные залы Москвы» совместно с Российской академией художеств представляют выставку произведений Елены Церетели и Татьяны Кочемасовой. Экспозицию составят около ста живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. Творчество авторов отличается в способе работы с материалом и текстурой, однако, имеет сходство в цветовом решении и графичности орнаментального рисунка.
Елена (Лика) Зурабовна Церетели - кандидат искусствоведения, художник-график, экспозиционер, заслуженный работник культуры РФ, академик Российской академии художеств и член Президиума РАХ. Художница создаёт удивительные орнаментальные рисунки на вазах и других предметах с помощью акриловых красок. Вдохновение для своего творчества автор черпает в любви к работе с хрупкими материалами, в эстетике стекла и игры преломляющего света, трансформируя все эти впечатления в необыкновенные образы ваз. На выставке будут представлены серии сосудов, исполненных в авторской технике расписного прозрачного и цветного стекла.
Татьяна Александровна Кочемасова – кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств, вице-президент и член Президиума РАХ, старший научный сотрудник сектора по научно-методической работе Управления научной популяризации искусства, просветительской и образовательной деятельности Московского музея современного искусства. Свой творческий путь Татьяна связала с живописью. Пейзажи, натюрморты, портреты художницы, выполненные насыщенными красками, освещают пространство выставки оптимизмом и простотой извечной мудрости жизни — любовью к миру и окружающей среде.
Куратор: Петр Леонидович Баранов


Что такое счастье. Две художницы.
Цветное стекло Елены Церетели и живопись Татьяны Кочемасовой выставлены в марте – апреле 2024 года в престижной галерее А3, в двух шагах от Старого Арбата. И картины, и стеклянные сосуды там создают атмосферу радости и счастья. Стройные девичьи формы ваз и графинов, бокалов, бутылочек и «пифосов» одеты в полупрозрачные «платья» с растительными и геометрическими узорами. На фоне больших окон галереи это великолепие мягко мерцает красными и золотистыми, голубыми и зеленоватыми россыпями легких штрихов. Цветы ли там изображены или травы, письмена ли неведомого языка, или просто фантастические безотчетные значки, оставленные мечтательной рукой – зрителю невдомек, да и не обязательно пытаться расшифровать эти послания художника. Смотреть и радоваться – вот что здесь будет правильно и уместно.
Елена Зурабовна – мастерица особенного искусства «эстетической анестезии». Как добрая целительница, она снимает наши боли и обиды, сомнения и метания, и непреложно показывает, что жить все равно хорошо, хотя бы для того, чтобы видеть удивительные зрелища.
Татьяна Александровна Кочемасова в этом главном пункте солидарна со своей коллегой и соседкой по выставке. Но притом живопись по своей видовой природе более психологична и социальна, нежели декоративные искусства, а особенно те мерцающие феерии цветного стекла, которые выходят из рук Елены Церетели.
Если зритель тороплив и нерассудителен, то он может решить, что картины Кочемасовой – это очаровательные упражнения на тему милых и славных «младших братьев и сестер». Кошечки и котики, птицы большие и малые, обезьянки, лошади и прочие замечательные существа в этих картинах призваны радовать наш взор и успокаивать души. Такие милашки, прямо поцеловать хочется! – готов уже воскликнуть зритель с теплотой в голосе, но и с некоторой иронией. Кошки в этих полотнах явно никогда не оцарапают своих хозяев и не нагадят, пардон, в неположенном месте. Лошади в этих картинах никогда не лягаются и не кусаются, а задумчиво взирают на луга и перелески. Даже обезьяны здесь валяют дурака так безобидно и симпатично, что так и хочется их приласкать и с ними подружиться.
Татьяна Александровна изображает свою версию земного рая, блаженного Эдема до того, как свершилось грехопадение, и творение Господне познакомилось со злом и смертью. Может быть, художница сама мечтает, и нам предлагает помечтать о том, как вернуться в это блаженное существование, упомянутое в Книге Бытия? Если так, то отсюда следует вывод, что нам предлагают забыть о живописи, музыке и поэзии, в которых отражены человеческие трагедии и «божественные комедии», забыть о сложной философии и тяжком знании о мире, которое неотделимо от современного человека. На языке интеллектуалов есть обидное словечко «искейпизм» (escapism), обозначающее именно отгораживание от всего того, что может ранить наш глаз и слух, опечалить душу и тяжестью лечь на сердце.
Торопливому и скоропалительному зрителю предоставим видеть то, что ему хочется видеть. Остальным лучше бы присмотреться повнимательнее к картинам Татьяны Кочемасовой. «Белая лошадь» 2015 года наделена неопределенным и странным напряжением, которое вряд ли случайно. Даже такая, казалось бы, игривая и забавная вещь в «китайском» стиле, как «Год дракона», созданная на пороге нового 2024 года, – это не просто декоративная арабеска, а своего рода иероглифический ребус на космически черном фоне. Невысказанные и неистребимые вопросы и тревоги запечатлены и в большом триптихе «Адам, Ева и Древо». На древе том светятся соблазнительные золотистые яблоки, и тут же – внушительный змей, свернувшийся в клубок и вовсе не такой уютный и милый, как другие представители животного мира.
От вопросов не спрячешься. Толчки и «уколы» пробиваются сквозь волшебную анестезию радости и счастья. Что будет с Родиной и с нами, и с нашей планетой?
Академик РАХ, доктор искусствоведения Александр Якимович.







версия для печати