Выставка «Тихая Америка» Уильяма Брумфилда в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 19 июля – 23 августа 2023
Место экспонирования: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25)

Музей архитектуры представляет выставочный проект «Тихая Америка» американского историка русской архитектуры, фотографа, почётного зарубежного члена Российской академии художеств, профессора славистики Тулейнского университета Уильяма Крафта Брумфилда. В экспозицию вошли около 80 фотографий, созданных на Юге и Восточном побережье США, а также снимки из экспедиций по России, совершенных автором в разные годы.
Интерес Уильяма Брумфилда обращён к исчезающим городским пространствам, тривиальным, на первый взгляд, постройкам, мистика которых открывает взору другую, загадочную, тихую Америку. «Тихая Америка» – не документальный проект, он повествует не о сфотографированных объектах. Изображения уходят корнями в конкретное время и место, но их ценность заключается в отчужденном видении, которое находит эстетику в деэстетизированных пространствах – разрушенных зданиях, заброшенных витринах, поверхностях с порванными и слоистыми плакатами. Сам автор рассказывает о выставке так: «проект основан на внутреннем понимании точек напряжения в американском обществе – заброшенные здания и вызывающее уличное искусство в Роксбери; радикальная риторика на обветшалых политических плакатах в элитарной обстановке в Кембридже, где я был молодым профессором в Гарварде».
История деятельности Уильяма Брумфилда, а также судьба проекта «Тихая Америка» плотно переплетены с Россией. Он родился в 1944 году на Юге США в городе Шарлотт (Северная Каролина), в 1966 году окончил бакалавриат по русскому языку Тулейнского университета в Новом Орлеане, затем магистратуру по славянским языкам Калифорнийского университета, где преподавал русский язык и литературу, а затем получил в 1973 году докторскую степень. Летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с Московским Университетом состоялась первая поездка Брумфилда в СССР. Привезенные из этой поездки 120 пленочных диапозитивов стали его первым фотографическим опытом. «Я купил камеру и пару катушек пленки Kodachrome. Когда я приехал сюда, я был так поражен увиденным, что пленка вскоре закончилась. Чтобы совершенствовать навыки фотосъемки, купил какие-то советские коробочки диапозитивов, которые за полгода стали фиолетовыми» - вспоминает фотограф. В 1979 году Уильяму предложили возглавить программу обучения американских студентов в Москве, что стало поводом вновь приехать в Россию и продолжить исследования. В октябре 1979 года его друг и соратник, выдающийся отечественный искусствовед Алексей Комеч, познакомил его с Виктором Балдиным, директором Музея архитектуры. Следующие полгода исследователь посвятил изучению собрания Музея по истории русской архитектуры. Здесь же Брумфилд открыл для себя архитектуру Русского Севера, что стало главной темой его интересов на многие годы. С 1988 года он совершает регулярные экспедиции на Русский Север: в Вологодскую, Ленинградскую области, Карелию; в Сибирь, на Урал, на Дальний Восток. По итогам было издано несколько обобщающих трудов, иллюстрированных снимками автора. В 1996 году вышла работа «Потерянная Россия: фотографии разрушенных памятников русского зодчества», где объектом исследования стали заброшенные в разных уголках России памятники архитектуры.
Что же касается фотоснимков Америки, именно книга «Lost Russia» («Потерянная Россия: фотографии разрушенных памятников русского зодчества») подтолкнула Брумфилда на экспонирование, как когда-то казалось, «черновых снимков» Америки. Когда Брумфилда спросили: «Что для Вас Россия?», – он ответил: «Россия – страна, где я нашел себя...». «Lost Russia» убедила Брумфилда вернуться к первоначальной американской работе, к тем ранним поискам, показать Америку как неотъемлемую часть своей души. «Без России моя Америка не могла бы состояться», – написал он в одном из своих эссе.
Между созданием снимков и их экспонированием сегодня в Музее архитектуры прошло почти 50 лет. Большая часть кадров сделана между 1976 и 1979 годами, когда, добиваясь длительной поездки в Россию, Брумфилд оттачивал свое мастерство в фотографии, искал свою идентичность в художественном мире, рискуя научной карьерой слависта. Он осваивал технику, набивал руку, ставил глаз, учился снимать с одного кадра без права на ошибку. «В 1974 году я начал преподавать в Гарвардском университете в звании доцента, и именно там я узнал о фотографии. Несмотря на то, что я верил, что Россия будет в центре моего внимания, я интенсивно фотографировал в Америке, стремясь раскрыть тайну заброшенных, разрушенных или, казалось бы, обычных мест» - рассказывает исследователь.
Выставка поделена на пять частей. Две секции, посвященные Роксбери (в Бостоне) и Кембриджу, образуют основу экспозиции. В серии «Роксбери» руины, ставшие холстом для стрит-арт работ художницы Даны Чандлер, становятся источником для создания изображений насыщенного цвета. В третьем разделе, «Южные мечты», собраны фотографии, сделанные во время экзистенциального путешествия на Юг, на родину предков: в Северную Каролину, где родилась мать Уильяма, в Новый Орлеан, откуда родом его отец. Эти фотографии сделаны как бы случайно, в них автор иронизирует над нелепостью вторжения человека в природную среду. Четвертая часть, «Три места в Новой Англии», представляет собой серию дорожных фотозарисовок, включающую Уолденский пруд, кладбище Маунт-Оберн, Монпелье, штат Вермонт. Изображения здесь странные, отчужденные, обезлюдевшие представляют другую, трансцендентальную Америку. Пятая и последняя часть, «Архейские мотивы», посвящена обнаженному гранитному участку береговой линии залива Блю Хилл возле Бруклина (штат Мэн). Гранитные формы, сфотографированные на этом участке, не относятся к Архейскому эону, но существует символическая связь – гранит сливается с морем, как геология сливается с мифом о сотворении мира (суша отделилась от воды).
На основе пресс-релиза Музея архитектуры им. Щусева






версия для печати