Выставка «Левитация» Игоря Новикова во Владимире

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 20 июля – 20 августа 2023
Место экспонирования: Культурно-выставочный центр Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (г. Владимир, ул. Мира, д. 36 «Н»)

Владимиро-Суздальский музей-заповедник представляет выставку «Левитация» академика Российской академии художеств Игоря Новикова, созданную при участии музея Нонконформизма и Фонда поддержки современного искусства Надежды Брыкиной.
Фирменным стилем автора является внедрение красных и белых, реже — черных и желтых человечков-пиктограмм в пространство узнаваемых картин природы или городской среды. Унифицированные человечки распространяются не только географически, «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей», но и во времени, путешествуя по классическим сюжетам Репина, Верещагина, Левитана, Рериха, Тулуз-Лотрека и далее вглубь веков, доходя до средневековой европейской гравюры. Фрагменты некоторых известных произведений своих предшественников Новиков воспроизводит почти буквально. Присутствие других признанных мастеров, как, например, Малевича или Шагала, угадывается лишь в общем стиле отдельных работ автора. Эти заимствования не хочется называть компиляцией, потому что Игорь Новиков создает новые смыслы и новую стилистику, используя материал предшественников исключительно в качестве сырья.
Слово «левитация» (от лат. levitas — «лёгкость, легковесность») обозначает устойчивое положение объекта в гравитационном поле без видимого контакта с другими объектами. Такое название выставка получила неслучайно. Художник как бы приподнимается над привычным и устоявшимся - наполняет новыми смыслами произведения своих предшественников, тем самым создавая собственные высказывания, посвященные чаще всего российской истории и проблеме обесценивания человеческой индивидуальности. Человечки Новикова напоминают персонажей, сбежавших с предупреждающих дорожных знаков и прихвативших с собой что было под рукой: кто инструменты, а кто оленей. Их трудно назвать безликими, потому все, что они хотят до нас донести, выражается не лицом, но фигурой и ее положением в пространстве, и не единицами, а массой. В отличие от безучастных символов на дорожных знаках, пиктограммы Новикова несут в себе заряд энергии: каждый из них находится в действии, и вместе они бодро осваивают новые территории, подминая их под себя.
На основе пресс-релиза






версия для печати