Выставка произведений И.В.Сорокина

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


90-летию со дня рождения народного художника России, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, действительного члена Российской академии художеств Ивана Васильевича Сорокина (1922-2004)   посвящена экспозиция, представленная в залах Российской академии художеств. Произведения разных лет из коллекции семьи художника и частных собраний вновь обращают нас к творчеству замечательного живописца, мастера, принадлежавшего к кругу приверженцев и последователей московской  живописной школы. Один самых талантливых из этой плеяды авторов, в своих произведениях он унаследовал  и воплотил  принципы и внешние черты этой традиции с ее культурой цвета, широкой, эмоциональной манерой письма, и  в то же время привнес свою пластическую интонацию и мир образов. А это мир праздничный, яркий, жизнерадостный, наполненный светом и простором, излучающий энергию добра, в котором все гармонично и соразмерно.

И.В. Сорокин родился 21 мая 1922 года, в день Иоанна Богослова, в с. Гавриловском Московской области (б. Рязанской губернии). В 1939 г. поступил в Московскую художественную школу, откуда был призван в ряды Красной Армии, окончил инженерное училище, воевал в составе штурмовой бригады на 1-ом Прибалтийском фронте. Затем Главным Политуправлением отозван с передовой в Студню военных художников имени М.Б. Грекова. В качестве военного художника был на многих фронтах Великой Отечественной войны. В 1945-1951 гг. учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.

После окончания института молодой художник совершил творческие поездки в Крым, по Енисею и Ангаре, на целинные земли Казахстана, в Архангельск и Дагестан. Этюды и пейзажи, созданные в результате этих поездок, Сорокин, следуя урокам своих учителей, - известных русских живописцев В.В. Почиталова и С.В. Герасимова, решает в неярком, сдержанном колорите. Контуры и очертания предметов плавно растворяются в серой мгле горизонта, в осенней влажности воздуха, в солнечных бликах. Художник точно передает сложное световоздушное состояние каждого пейзажного мотива- будь то блеклая, выжженная солнцем крымская земля с тонущим в серой небесной глади куполом мечети или первозданная красота Новой Земли, где зримо ощущается холод морской волны, бьющей о суровый северный берег.

В пейзажах сохраняется свежесть первого впечатления от натуры и вместе с тем чувствуется активное желание по-своему переосмыслить ее. Уже в ранних работах художника проявляется мощный живописный темперамент.

В 60-е годы Сорокин естественно перешел к сильной, яркой, полнокровно звучащей живописи цветом, который эмоционально точно «лепит» форму, создает настроение. Возможности открытого цвета на полотнах художника безграничны - раздельно положенные мазки, энергичные и уверенные, создают сложнейшие цветовые фантазии.

Незабываемое впечатление произвели на художника поездки в Новгород, Псков, Мордовию. Оп открыл для себя напряженным колорит северной иконописи, красоту деревянной и белокаменной архитектуры Севера. В эти годы он создал выразительные, мощные, решенные большими цветовыми плоскостями картины, и среди них особой торжественностью и величием выделяются пейзажи знаменитых памятников древнерусской архитектуры: Новгородский Кремль, Кижи, Ростов Ярославский.

Художник любил писать праздники, будь то шумные базары в Переславле-Залесском и Борисоглебске, или гуляния и ярмарки в Мордовии. В пейзажах и жанровых сценках человек - неразрывная часть окружающего мира, наполненного движениями воздуха, всех природных стихий.

И рядом - другие по тональности работы: тихие улицы провинциальных городов с их неторопливым ритмом жизни, написанные с большой задушевностью и лиризмом.

Неброскую красоту среднерусской природы  художник передавал проникновенно и поэтично. Выросший в деревне, он достоверно знал быт и нравственные устои русского человека. Ему важно было  не бытописать, а передать особую, глубинную правду жизни, той кровной связи человека с родной землей, без которой гибнут его «корни». Россия, ее люди, ее история, ее судьба - вот что волновало художника. Не этнография, а поэзия быта. Эта творческая программа, жизненная позиция была заявлена еще в юности.

В 70-е годы художник активно работал над пушкинской темой. Глубоко лиричны пейзажи Болдина, Михайловского, Ленинграда и его окрестностей.

Выставка отчетливо обозначает эволюцию портретного  жанра мастера. В более ранних произведениях он, в первую очередь, воплощал ярко выраженный национальный склад характера. Но в дальнейшем художник более внимателен к психологическому состоянию человека. Многие портреты ярко характерны и праздничны. В них соединились редкая наблюдательность и декоративный дар художника. Его «героев» отличает простота и отсутствие позы: они держатся спокойно и с внутренним достоинством. С любовью, иногда с юмором, он писал портреты сельчан.

90-е годы - это время глубоких раздумий художника о судьбе своего поколения, своей страны,  время активных творческих поисков. Он подолгу жил и работал в любимых переславль-залесских местах, заповедном пришвинском Усолье. Насыщенный цвет и тонкие световоздушные решения, ясность формы и поэтичность мировосприятия характерны для пейзажей тех лет.

Произведения художника хорошо известны, его творчество  получило признание как в нашей в стране, так и далеко за ее пределами. Они находятся в Государственной   Третьяковской   галерее, Государственном  Русском   музее,   во   многих отечественных и зарубежных музеях и коллекциях.

Полнокровное, темпераментное, мажорное по настроению творчество И.В.Сорокина вызывает в зрителе самые лучшие чувства. Оно наполнено той высокой духовной свободой, которая позволяет художнику писать то, что хочется, что любит, к чему лежит его душа, что отвечает его жизненным и нравственным принципам.






версия для печати