Выставка произведений Жана Люрса в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 19.11.2010 - 12.12.2010


Академия изящных искусств Института Франции в рамках Года Франции–России 2010 представляет выставку работ Жана Люрса, одной из самых значимых фигур периода между двумя мировыми войнами. Выставка включает четырнадцать гобеленов, свыше десятка картин, керамические изделия и коллекционные издания книг, написанных или проиллюстрированных мастером.

Произведения, экспонируемые на площади почти 400 м2, дают представление о работе художника в период с 1920-го по 1960 гг. Во время выставки пройдет показ фильма Патрика Казаля «Солнечная мечта» (Le rêve ensoleillé) , который рассказывает о жизненном пути Жана Люрса. Представленные работы были завещаны Академии изящных искусств вдовой художника Симоной Люрса. В скором времени к числу фондов в составе Академии присоединится фонд Жана и Симоны Люрса, расположенный в парижской мастерской художника, завещанной Академии.

Жан Люрса: искусство живописи Жан Люрса – многогранный мастер: он не только поэт-гуманист, но и автор картонов для гобеленов, иллюстратор и мастер по керамике. Активный участник борьбы за мир и просвещение, Жан Люрса считается одним из самых ярких художников периода между двумя мировыми войнами, но все же его творчество остается мало изученным на сегодняшний день. Действительно, его огромный успех как художника-картоньера затмил тот факт, что Жан Люрса также был живописцем с мировым именем. Он принадлежал к числу самых значительных мастеров своего времени: Пикассо, Брак, Дерен, Матисс… И тем не менее, хотя его деятельность пришлась на период бурного развития искусства, Жан Люрса остался в стороне от сменяющих друг друга и пересекающихся течений. Его творчество обычно ошибочно связывают с сюрреализмом, что он сам отрицал. За всю свою художественную карьеру он написал более 1500 произведений маслом, гуашью и акварелью. Разносторонний художник, чье творчество не подлежит однозначному определению, он вел своим искусством непрерывно развивающийся и все же целостный диалог. Теплая цветовая гамма, преобладавшая в период больших восточных портретов (1924–1927), сменилась унылыми пейзажами без присутствия человека. Колоритные персонажи, порожденные его путешествиями на Восток, после 1928 года уступили место обнаженным вытянутым силуэтам, бестелесным и загадочным. Опыт Первой мировой войны не дает художнику покоя, и на его полотнах воцаряется образ Человека, терпящего поражение. В 1930 году он начал писать серию марин. После 1932 года на его произведениях формы снова стали округляться, пышнотелые женщины появились среди пейзажей более яркого колорита. Но этот период оказался недолгим, так как вскоре художником снова овладела сильная тревога – он предчувствовал неотвратимое приближение Второй мировой войны. Его палитра вновь облачилась в строгие тона, на первый план вышла эстетическая проблематика, а также переживания, порожденные ужасами войны. Люрса отказался от станковой живописи и обратился к гобеленам, которым он отныне отдает большую часть своей энергии. Искусство гобелена Жан Люрса всегда мечтал о монументальном искусстве. Он попробовал свои силы в искусстве гобелена почти случайно, во время Первой мировой войны, когда выполнил первый картон, демобилизовавшись после ранения. В 1939 году Жан Люрса, не слишком довольный своими первыми творениями, осознал необходимость радикально изменить искусство гобелена, которое переживало глубокий кризис, лишившись своеобразия, а вместе с ним и творческого потенциала. Художник сократил число используемых цветов до полутора десятков и каждому присвоил номер. Картоны, которые предоставлялись ткачу, были пронумерованы, а не раскрашены. Таким образом, Жан Люрса мог быть уверен, что использован именно тот оттенок, который ему нужен. Движение за возрождение искусства гобелена, начатое и вдохновленное художником, обрело значительный успех. Оно позволило обновить мастерские в Обюссоне, в котором Люрса решил поселиться во время Второй мировой войны. Признанный во всем мире одним из самых великих реформаторов искусства гобелена благодаря своим техническим и стилистическим нововведениям, Жан Люрса также явился инициатором возрождения и обновления современного текстильного искусства. Заказы приходили во множестве, в частности от знаменитой Мануфактуры гобеленов, где была изготовлена великолепная серия «Четыре сезона» (Les quatre saisons). В 1957 году, на пике славы, он начал свою главную работу «Песнь мира» (Le Chant Du Monde) - гобелен размером 350 м², эпическое и поэтическое видение ХХ века, взгляд художника, который без устали возвеличивал тревоги и надежды человека, придавая своему творчеству вселенский масштаб. Мечтая о социальном и гуманистическом идеале, он нашел высшее удовлетворение в коллективной работе над гобеленами. Именно так этот убежденный атеист и языческий мистик создал очень личный язык, который позволил ему выразить глубоко личные убеждения, верования и страхи, надежды и разочарования. Его диковинный бестиарий, населенный вымышленными животными, существующими на границе с миром растений и минералов, создает симфонию шерстяных нитей, которую художник творил на протяжении всей жизни. Имя Жана Люрса все еще царит в истории гобелена ХХ века – его наследие включает более тысячи работ, больше, чем у любого другого художника-картоньера.








версия для печати