Выставка «Отцы и сыновья». К 90-летию со дня рождения П.Т.Фомина и В.Ф.Загонека в НИМ РАХ

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб,.17)
Сроки проведения: 04.12.2009 - 20.12.2009.


4 декабря 2009 года в Парадных залах музея Академии художеств открылась выставка «Отцы и сыновья», посвященная 90-летию со дня рождения замечательных петербургских мастеров Петра Тимофеевича Фомина и Вячеслава Францевича Загонека. Помимо художественных произведений этих авторов на выставке будет представлено творчество их сыновей, преподавателей Санкт-Петербургского академического института им.И.Е.Репина, Никиты Петровича Фомина и Владимира Вячеславовича Загонека. В биографиях П.Т.Фомина и В.Ф.Загонека много общего - у обоих уже в детские годы проявилась склонность к творчеству, оба воевали, а вернувшись с войны учились в Академии художеств - Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Затем многие годы были отданы преподаванию. Художники принадлежат к одному поколению. Перенесенные в юности испытания стали для них тем жизненным опытом, который формирует личность, закладывает основы мировосприятия и становится неиссякаемым источником творческого вдохновения. Служение искусству стало для них не только делом всей жизни, но и примером для младшего покаления. Никита Петрович Фомин и Владимир Вячеславович Загонек, тоже выпускники института им.И.Е.Репина и нынешние его педагоги. Именно им принадлежит замысел выставки. В Рафаэлевском, Тициановском и Екатериненском залах музея будет представлено около ста пятидесяти живописных произведений из семейных собраний и из Государственного Русского музея. Зрители смогут также ознакомиться с уникальными документами и фотографиями из семейных архивов. В Рафаэлевском зале музея будет представлено творчество Петра Тимофеевича Фомина (1919-1996). В течение художник обращался к разным жанрам - от портрета до историко-бытовой картины. Но, глубинная, философская сущность искусства П.Т.Фомина с особой силой раскрывается в лирическом русском пейзаже. В простом, обыденном мотиве художник умеет увидеть и передать неброскую красоту родной земли. Пейзажи Фомина охватывают все грани жанра: морское побережье и северная деревня, среднерусские поля и леса, промышленный пейзаж и архитектура Петербурга, каналы Венеции и незатейливая красота старых русских городов. Фомин уделял большое внимание живописной фактуре, в зависимости от характера натуры использовал различные приемы живописного ведения холста. Одни пейзажи написаны мелкими, слитными мазками, в других - корпусно положенная краска усиливает экспрессию выбранного мотива. Вся жизнь П.Т.Фомина – колоссальный неустанный труд: работа с натуры и в мастерской, выставки, педагогическая деятельность. Среди его воспитанников, как русских, так и представителей других национальностей, многие стали известными художниками. И все же, главный итог его жизни – светлые, лиричные произведения. Очевидная преемственность традиций, не смотря на различие творческих методов, четко прослеживается в представленных на выставке работах Никиты Петровича Фомина. Отличительной особенностью его творчества является стремление к четкому, структурному построению холста, сочетающееся с тяготением к реалистическим традициям русской пейзажной живописи. Его произвдения обладают ясной архитектоникой, отобранностью мотива, точным использованием цвета. Художественные произведения органично выявляют эмоциональное начало, причем, в некоторых пейзажах видно сложное сочетание четкого в своей определенности рисунка, силуэта и одновременно волнующей живописной «зыбкости» форм. Находясь в постоянном поиске, размышляя и сомневаясь, так как «живопись – есть размышление с кистью в руке», он стремится выразить свое особое восприятие окружающей нас действительности. Вне зависимости от того, где создает он свои произведения – в Санкт-Петербурге, Париже, Пскове, Венеции или Риме, он продолжает быть петербургским художником в том значении этого слова, которое вмещает в себя высокое профессиональное мастерство и углубленное постижение живописной культуры своих предшественников. В Тициановском зале будут представлены произведенияВячеслава Францевича Загонека (1919-1994), предоставленные семьей художника и Государственным Русским музеем («Утро» 1958-60гг., «Гроза прошла» 1960-61гг., «Цветет черемуха» 1962-64гг.). Его картины воссоздают поэтический образ нашей недавней истории - 50-80-х гг. ушедшего столетия. Главным жанром творчества Загонека при е его жизни многие критики считали пейзаж. Сам художник был не согласен с этим мнением. И хотя его глубокое, исключительно самобытно выраженное чувство красоты природы действительно определяет обаяние всех полотен мастера, во многих его картинах главная роль принадлежит героям его времени, их глазами видит зритель, их образами одухотворены сцены крестьянского труда, повседневной жизни. Оставаясь в характерной стилистике завоеваний русской живописи 60-70-х годов, картины В.Ф.Загонека привлекают «своей беспокойной, чуть угловатой ритмикой, гармонией светлых красок, а также несколько графичным и одновременно декоративным языком». «В своих картинах - говорил художник,- мне всегда хотелось передать свое восхищение перед все время меняющейся природой моей Родины, так и перед моим современником - человеком труда, хотелось передать его неразрывную связь с природой, его духовную красоту. Я всегда ищу поэтическую сторону многосторонней действительности». В Екатерининском зале музея вниманию зрителей будут представлены художественные произведения Владимира Вячеславовича Загонека. Следовать заветам отца в искусстве, но в то же время идти художническим путем – эти два обстоятельства во многом определили разнообразие творческих интересов художника и его поиски самостоятельного живописного языка. В 80-е годы В.Загонек начинает настойчиво обращаться к натюрморту, который до сих пор остается его излюбленным жанром. Именно в натюрморте художник стремится решать те профессиональные задачи, которые волнуют его сегодня: своеобразное «конструирование» композиции, необычайно эмоциональная насыщенность живописного строя произведения и пластическая взаимосвязь составляющих натюрморт предметов. В работах художника много старинных вещей - накопителей и хранителей энергии прошлого. Китайские веера, перламутровые раковины, медные кувшины, музыкальные инструменты - весь этот реквизит глубоко символичен и несет на себе печать историзма. В этих работах, используя богатые возможности живописного языка, фактурную технику, художник добивается разрешения сложной задачи создания таинственного волшебного мира живой и неживой природы, делая живопись драгоценной, когда она кажется сотканной из тончайших цветовых нюансов. В замысле выставки нет идеи сопоставления. Она демонстрирует преемственность традиций Петербургской живописной школы, несмотря на различия методов работы, художественного языка и творческого мировосприятия.






версия для печати