Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора в НИМ РАХ

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб,.17)
Сроки проведения:28.10.2009 - 29.11.2009

28 октября 2009 года в Екатерининском зале Научно-исследовательского музея Российской академии художеств  открылась выставка «Архитектурная графика А.Н.Воронихина. К 250-летию со дня рождения архитектора». На ней представлено около 50 чертежей А.Н.Воронихина из собрания Научно-исследовательского музея Академии художеств, позволяющих достаточно полно очертить профессиональную деятельность зодчего. Знаменитый автор Казанского собора в Петербурге родился в уральском селе Новое Усолье и начал свой творческий путь как крепостной художник графов Строгановых. Одна из ранних его работ («Вид замка Гленэ в Швейцарии») была создана в 1787г. как подарок и отчет графу А.С. Строганову об образовательном путешествии Воронихина с сыном графа Павлом за границу под руководством воспитателя Ж. Ромма. К этому же периоду жизни зодчего относятся и впервые представленные копии из увража по механике и архитектуре, выполненные им во время изучения курса строительных наук в Париже в 1788 году. По возвращении в Россию в 1790г. Воронихин участвовал в реконструкции и отделке дворца Строгановых на Невском проспекте и их дачи в Новой деревне. На выставке представлены листы, связанные с этим важным этапом становления его как архитектора, которое происходило постепенно вслед за утверждением Воронихина в качестве художника. В 1794 году он получил звание «назначенного» (в академики) за акварель «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», а в 1797г. был признан академиком перспективной и миниатюрной живописи за «Вид Строгановской дачи». Лишь спустя три года, выполнив первый государственный заказ, проект галерей у ковша Самсон в Петергофе, Воронихин получил от Академии художеств звание архитектора, а затем был приглашен преподавать в архитектурном классе Академии. В конце 1800-го года А.Воронихин приступил к созданию своего главного произведения – Казанского собора. Листы из собрания НИМ РАХ, относящиеся к этому проекту, интересны, как свидетельство авторства Воронихина не только в отношении художественного замысла собора, но и в его практического воплощения. Автографы архитектора можно видеть на листе разреза храма по фундаменту и подвалам, а также на чертеже гранитной колонны для интерьера храма. Интересно, что эта колонна, изготовленная из оставшегося монолита, сначала была установлена в круглом дворе здания Академии художеств, а с 1840-х гг. украшает Академический сад. Среди работ, занимающих важное место на экспозиции, листы с чертежами главных фасадов двух знаменитых произведений А.Н.Воронихина: Горного кадетского корпуса (1806г.) и дома для министра уделов. К сожалению, многие замечательные творческие замыслы Воронихина не нашли воплощения. Среди них: показанные на выставке листы проекта Татарского подворья (1804 г.), которое могло стать одним из ранних образцов историзма в петербургской архитектуре; конкурсный проект 1803г. мавзолея Павла I в Павловском парке (построен по проекту Тома де Томона); проект церкви Кавалергардского полка, а также проект Гатчинского сельского воспитательного дома, оригинального, сложного комплекса, сочиненного архитектором. Решение общественного здания как ячейки градостроительной структуры Воронихин применил и в целом ряде проектов больниц, один из которых представлен в экспозиции. Важной темой в творчестве архитектора было проектирование храмов. В 1808-1810гг. он был привлечен к конкурсу по реконструкции Исаакиевского собора А.Ринальди. На выставке можно увидеть один из вариантов плана, предложенного архитектором. В 1813 году Воронихин работал над проектом крупного храма-памятника, посвященного Отечественной войне 1812-1814 гг. Один из семи вариантов, созданных архитектором, представлен в юбилейной экспозиции чертежами плана и разреза с проектом отделки интерьера. Наряду с крупными храмами для столицы Воронихин проектировал небольшие, по-видимому, по частным заказам, церкви, атрибутировать которые пока не удалось. На выставке представлены четыре фасада неизвестных храмов, интересные вариациями классицистической стилистики, выразительно характеризующими индивидуальность их автора. В своей деятельности Воронихин много внимания уделил созданию садово-парковых и малых форм архитектуры. На выставке эта сторона его творчества представлена чертежами моста через речку Славянку и оранжереи в Павловске, турецкого киоска в Царском Селе, а также проектами пристани и ограды со скульптурами львов. Чертежи А.Н. Воронихина, хранящиеся в музее Академии художеств, происходят из собрания знаменитого русского коллекционера В.Д. Аргутинского-Долгорукого, который, в свою очередь приобрел их у наследников архитектора. На выставке показана лишь небольшая часть этой интересной коллекции, насчитывающей около двухсот листов. Некоторые из них имеют даты и авторские подписи, атрибутированы и снабжены архивными и исследовательскими материалами, но многие еще требуют дальнейшего изучения, которое должно расширить наше представление о творчестве одного из талантливейших русских архитекторов.








версия для печати