Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВРЕМЯ


(англ.
time, фр. temps, нем. Zeit) — одна из основных (наряду с пространством) форм существова­ния мира, возникновения, становле­ния, течения и разрушения всех яв­лений бытия. Категория В. связана с последовательной сменой этапов жизни природы, человеческой жиз­ни и развития сознания; поэтому вос­приятие объективной длительности В. сплетается с отношениями причин и следствий, прошлого, настоящего и будущего, а также с субъективным переживанием В. и его интерпретацией в различных типах сознания. Пластические искусства, являясь пространственными искусствами, создают произведения, не изменяю­щиеся во времени; но, передавая движение, развитие, последователь­ность событий, пластические искус­ства так или иначе включают в свой образный строй ту или иную концеп­цию В., притом с первых шагов сво­его развития.

В. в архитектуре это ритм дви­жения человека в сооружении, здании, ансамбле, парке, ритм обхода и обзора, диктуемый масштабом и рит­мом архитектуры колоннад, аркад, помещений в анфиладах, аллей в пар­ках, зданий на площади и т. д. Круг­лая скульптура (статуя, группа, бюст) сама диктует путь обхода и обзора, множественность или ограниченное число точек зрения, а следователь­но, и В. восприятия скульптуры, его соотношение с В. изображенного движения. В живописи, графике, рельефе особенно разнообразны кон­цепции В. изображаемого действия (основные ситуативное, биографи­ческое, историческое В.); существу­ет «продолженное повествование» (нем. kontinuierende Darstellung) — рассказ, переходящий через фриз, цикл картин, графических листов, рельефов (рельефы «Страстей Хри­стовых» в готических соборах; ико­ны праздничного чина в русском ико­ностасе; циклы гравюр Уильяма Хогарта, картин В. В. Верещагина и т. д.).

В первобытном искусстве уже на­мечены основные представления о В. мгновение, выхваченное из бы­строго движения (сцены охоты в росписях палеолита), неограниченная длительность эпического рассказа (в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и вечная неизменность священного идола неолита. Ис­кусство Древнего Востока культиви­рует иератическое ощущение вечно­сти (египетские статуи фараонов), но в росписи и рельефы проникало чув­ство быстротекущего В. (ассирийские батальные и анималистические рель­ефы). Античное искусство выработа­ло синтез равновременных действий в кульминационном моменте, олицет­ворении гармонии и совершенства («Дискобол» Мирона, сер. 5 в. до н. э.). Искусство средних веков соединило незыблемость вечного идеа­ла с неторопливым обстоятельным рассказом в мозаичных и фреско­вых циклах, житийных иконах (Христос или Богоматерь в конхе апсиды, в куполе, в среднике иконы, статуя Будды на возвышении в окруже­нии повествовательных композиций); начиная с эпохи Возрождения, искус­ство интерпретирует действие ренессансный героический жест, готов­ность к поступку («Давид» Микеланджело, 1501—1504), позже свой­ственный искусству барокко переход из одного состояния в другое («Апол­лон и Дафна» Лоренцо Бернини, 1622—1625), затем неуловимый момент ожидания, кратковременный нюанс чувства, характерные для ис­кусства рококо («Паломничество на Киферу» Антуана Ватто, 1717). С эпохи романтизма в искусстве воз­обладало субъективное В., соединя­ющее эмоциональный порыв худож­ника со вспышкой энергии, заряжа­ющей изображенную ситуацию («Битва при Пуатье» Эжена Делак­руа, 1830). Другое достижение искус­ства 19 в. историческое В., ощу­щение настоящего В. как перелома между двумя эпохами («Явление Христа народу» А. А. Иванова, 1837—1857; «Утро стрелецкой каз­ни» В. И. Сурикова, 1881). Импрес­сионизм обострил восприятие В. в природе и в стремительной город­ской жизни, оценил выразительность мгновения, вырванного из потока В. («После обеда» Огюста Ренуара, 1879). Постимпрессионизм и симво­лизм, напротив, постарались придать ощущение непреходящей вечности, устойчивой значительности символам вечных истин и драм бытия («Жел­тый Христос» Поля Гогена, 1889). В искусстве 20 в., подстегиваемом верой в социальный и научно-техниче­ский прогресс и одновременно тяну­щемся к стабильным устоям духов­ной и нравственной жизни, возрастает контраст между лихорадочно ус­коренным бегом В. и привержен­ностью к незыблемым идолампорождениям потрясенного сознания («Три музыканта» Пабло Пикассо, 1921). В последней трети 20 в. разочарование в утопических идеалах породило ностальгическое «обрат­ное В.», обращенное к невозвра­тным эпохам (постмодернизм, стиль ретро).

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА

версия для печати