ИВАНОВ Александр Аркадьевич


ИВАНОВ Александр Аркадьевич

Скульптор, известный под псевдонимом Александр Ив. Персональный сайт: ivaal.blogspot.com
Родился 28 августа 1952 года в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Почетный член Российской академии художеств (с 2016г.).
Член Союза художников СССР, России (с 1985г.).

Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1981г.), мастерская профессора Б.А.Пленкина.

Автор более 30 монументальных и более 400 станковых произведений.
Основные произведения. Работы в области монументального искусства: Мемориал погибшим воинам в Псковской области (1981, алюминий, гранит), памятники Павшим в годы Великой Отечественной войны в Пензенской области (1985, кованая медь), В.И.Ленину в Свердловске (1987, гранит), бюсты Героев Советского Союза в ведомственном музее Мостостроения в Ленинграде (1990); монументально-декоративные композиции «Ангел» (2003, Германия, г.Изерлон, бронза), «Грация» (2003, Швейцария, г.Морж, известняк), «Европа» (2005, Германия, г.Изерлон, бронза), «Стрелец» в Пекине к Олимпиаде (2008, Китай), «Танец» и «Дуэт» (2011, Китай, г.Чаньчунь, бронза), «Ангел» (2013, Московская область), «Цветы» (2014, Московская область), «Нимфы» (2015, Московская область), «Колонна» (2017, Ленинградская область), «Нимфы» (2019, Ленинградская область), «Ангел» (2020, Ленинградская область).
Работы в области станкового искусства: бронзовые портреты Императора Николая II, Франклина Рузвельта, Уинстона Черчилля, Отто фон Бисмарка, Фиделя Кастро, композитора Модеста Мусоргского, режиссера Арсения Тарковского, писателей Ивана Бунина, Михаила Булгакова, Александра Солженицына, мариниста Ивана Айвазовского; серия произведений «Метаморфозы» (...г.); серия произведений из расписного фарфора «Великие художники», «Шахматы», «Русская баня», «Еврейская баня», «Мифы» (с 2000г.).

Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея, Музея фарфора и шахмат (Санкт-Петербург), Государственного музея-заповедника «Царское село», Нижегородского музея-заповедника, Исторического музея города Лахти (Финляндия), Парка мировой скульптуры г. Чанчунь (Китай), Музея скульптуры г. Изерлон (Германия) и др.

Постоянный участник региональных, всероссийских, зарубежных и международных выставок с 1980 года. Персональные выставки прошли во многих городах России и в ряде зарубежных стран (Франция, Германия, Польша и т.д.).
Основные выставки: «Искусство России» (Хельсинки, 1987г.); «Новые передвижники» в Музее труда (Гамбург, 2000г.); «От маскарада до парада» в Центре книги и графики (Санкт-Петербург, 2005г.); «Время перемен» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2006г.); «Божественный Данте» в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург, 2015г.); «Скульптура и дизайн в интерьере» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (2016г.).

Участник международных симпозиумов скульптуры в Китае (2001), Германии (2002, 2003, 2005), Швейцарии (2003). Участник и куратор Международного фестиваля «КронФест» в Кронштадте (2008, 2011).

Педагогическая деятельность: преподаватель на факультете скульптуры в Университете г.Хунань (Китайская Народная Республика, 2003–2005гг.); помощник руководителя (2011г.), руководитель (с 2022г.) Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Государственные и общественные награды: Лауреат Симпозиумов по скульптуре в Германии (2002, 2003, 2005, 2006, 2007гг.), Китае (2001, 2004, 2008г.), Швейцарии (2003г.); медаль «300-летие Санкт-Петербурга» (2003г.); медаль, посвященная 80-летию Санкт-Петербургского Союза художников (2012г.).


«Художник-эстет Александр Иванов»
Александр Аркадьевич Иванов (Александр Ив) – маститый и уважаемый петербургский скульптор, член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств.
Творчество полного артистической энергии мастера, многогранно и многолико. В просторной мастерской на шоссе Революции (СПб) можно найти бюсты чуть ли не всей известной нам партийной верхушки СССР, писателей, поэтов, философов… Здесь же, по соседству, располагаются все возможные керамические композиции, по-доброму комично, но всегда прозорливо высмеивающие быт прошлой эпохи. Скульптор играет на контрастах: по форме перед нами яркий советский агитационный фарфор, по содержанию – красочные работы, обличающие противоречивую эпоху прошлого столетия. 
Однако особым вектором работ Александра Иванова является бронзовая скульптура малых форм. Здесь автор раскрывает всю мощь своего таланта, широту творческой мысли и фантазии. Художник просто и естественно объединил литературоцентричную фигуративную пластику с элементами сюрреализма, обогатив содержательный нарратив произведения.
Мастер представляет художественный образ, как бы изначально существующим в самом материале: мягко и плавно перетекающие друг в друга контуры и объемы многократно трансформируются в рамках одного образа.
Таков, например, бронзовый портрет Данте Алигьери. Перед нами абсолютно узнаваемый лик  итальянского поэта. Вдохновленный, возможно, портретом Данте кисти Боттичелли, Александр Иванов изображает создателя «Божественной комедии» в профиль с лавровым венком на голове. Поражает пластическая виртуозность мысли автора – абстрактный мотив античной драпировки, сюрреалистически «оживает» и тонко формирует абрис Алигьери, «портрет Души».
Созвучна портрету великого итальянца мистически загадочная композиция «Лики», которая словно материализует в бронзе его слова: «Души людей, как в зеркалах, отражаются друг в друге». У скульптора вообще весь этот корпус работ тесно связан с литературой и хранит в себе сложные философские интенции.
От сюрреалистичного и в высшей степени поэтичного женского образа «Ожидание» веет грустью и меланхолией. Бронзовая леди гордо держит спину прямо, мечтательно глядя куда-то вверх, сложив в молящейся позе руки. Кто она, эта незнакомка? Художник не называет ее имени, изображает ровно половину лица и лишает его конкретики… И каждый зритель увидит здесь свою собственную героиню.
«Бог мостов не строит», а скульптор, художник может себе такое позволить. Александр Иванов позволяет. Он трансформирует женское тело в античную арку, драпировки – в лики, а нагие женские торсы – в бесконечный и стремительный круговорот.
Скульптуры Александра Иванова не привязаны к конкретному месту и времени, но всегда способны органично и естественно вписывается в контекст окружающей среды. Сюрреалистические формы сюрреалистическим образом внедряются в пространство, обогащая и преображая его миром ярких образов и культурных смыслов.

Ксения Макаренко




Возврат к списку

версия для печати