БОЙТУНОВ Дюлустан Афанасьевич


БОЙТУНОВ Дюлустан Афанасьевич

Живописец, иллюстратор.
Родился 19 марта 1962 года в селе Хоро Верхневилюйского района. Живет и работает в Якутске.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, с 2021г.)

Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (2017г.)
Член Союза художников России (2001г.)
Член Академии духовности Республики Саха (Якутия) (2021)

Образование: Якутское художественное училище им. П.П.Романова, мастерская Л.Д.Слепцовой (1985г.); Красноярский государственный художественный институт, мастерская профессора А.М.Знака (1994); Творческая мастерская живописи российской академии художеств, отделение УСДВ в Красноярске, руководитель - народный художник РСФСР, академик РАХ А.П.Левитин (2001г.).; повышение квалификации в Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е.Репина (2010).

Основные произведения. Работы в области иллюстрации: «По велению Чингисхана» (1997) и «Улуу хууннар» (2010), «Великие гунны» (2010) Н.Лугинова; «Шаманы: избранники Небе и духов» Р.Бравиной (2019); «Тихий Вилюй: алмазы и слезы» (2021) И.Иванова. 
Работы в области станковой живописи: «Сайылык» (2008г., х.м., 45х74); «Улетевшие думы» (2008г., х.м., 87х121); «Вечная тишина» (2009г., х.м., 86х120); «Лунная ночь в табуне» (2009г., х.м., 84х134); «Хобби» (2013, х.м., 70х125); «Охота в Париже» (2014, х.м., 90х118); «Мелодия Морин Хура №1» (2015г., х.м., 90х170); «Свежий ветер долгого дня» (2017г., х.м., 90х120); «Похищение-3» (2018г., х.м., 147х123).

Произведения находятся в собраниях Регионального отделения УСДВ Российской академии художеств (Красноярск), Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Музея современного этноискусства Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Сахалинского областного художественного музея (Южно-Сахалинск), Историко-этнографического музея кузнечного дела «Чап уустара» в селе Кентик Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия), Центра народной педагогики им. К.С.Чиряева в селе Оросу Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия), а также в частных собраниях в России и за рубежом.

Участник всероссийских и международных выставок с 1995 года.
Основные выставки: Мирный, Республика Саха (Якутия) (2005); выставочный зал Комдрагмет Национального художественного музея РС в Якутске (2006); Дом национальностей в Москве (2006); Улан-Батор, Эрдэнет (Монголия, 2007); Дом Союза писателей в Москве (2008); выставочный зал АГИИК в Якутске (2009); Торонто (Канада, 2012); Национальный художественный музей РС в Якурстве (2012); «Дьогсогой» в картинной галере ДШИ г.Мирный (2014); Верхневилюйский улус (2014); Чурапча (2017); «Улетевшие мысли» в Якутске (2017); Литературный институт, Дом Союза писателей России, Постоянное представительство РС в Москве (2018); «Монгольские-хуннские мотивы по произведениям Н.А.Лунгинова» в Литературном музее им. П.А.Ойунского (2018); «Дальний Восток. Графика» в залах Регионального отделения УСДВ РАХ в Красноярске (2020), совместный проект с М.Г.Старостиным в залах Регионального отделения УСДВ РАХ в Красноярске (2021).

Постоянный участник международных арт-симпозиумов, организуемых Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (2010, 2013, 2015, 2018, 2020 гг.).

Педагогическая деятельность: преподаватель (с 2001г.), заведующий (2008-2015гг.) и доцент кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусств (с 2017г.). 

Общественные награды: лауреат Республиканского конкурса молодых художников «Лучшее произведения 1999 года в номинации графика» (грант Президента России) и конкурса «Лучшее произведение года 2001 в номинации приз зрительских симпатий»; диплом первой степени в номинации «Реалистика» первого открытого чемпионата ледовых скульптур Ассоциации ледовых скульпторов «Саха-Аар муус» (2003); почетное звание «Отличник культуры Республики Саха (Якутия)» (2004); лауреат в номинации «Лучший художник анималист» первой Республиканской выставки охотничьих трофеев (2004);победитель в номинации «Анималистическая живопись» третьей Республиканской выставки охотничьих трофеев Республики Саха (Якутия) (2007); медаль «Дружба народов», Монголия (2007); лауреат Республиканского конкурса изобразительного искусства среди профессионалов «Мишка на севере» (2008); 1 место Республиканского конкурса «Ювелирное украшение с бриллиантом до 1,0 карата в авангардном стиле» (2008); Призер Республиканского чемпионата ледовых скульптур среди организаций «Зимняя сказка» (2010); лауреат Международного арт-симпозиума «Дыхание эпоса», проведенного в рамках Международного года сближения культур ЮНЕСКО в г.Елабуга (2010); дипломант франко-российского культурно- образовательного проекта «Тепло холода» г. Якутск, г. Париж (2013); дипломант Х международного арт-симпозиума по современному искусству «Великий шелковый путь» (2015); Дипломант Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы» на Международном конкурсе «Образ книги» (2015); медаль «75 лет Союзу художников Якутии» (2016 ); дипломант XIII Международного арт-симпозиума по современному искусству на тему «Народные игры и забавы» (2018); нагрудный знак «За вклад в развитие национального книгоиздания» акционерного общества «Национальная издательская компания "Бичик" им. С.А. Новгородова» (2018); Диплом Союза художников России (2018); диплом в номинации «Лучшие иллюстрации к non-fiction» за иллюстрации к книге Р.Бравиной «Шаманы: избранники Небес и духов» (2019) на Международном конкурсе «Образ книги».

Награды РАХ: диплом (2001г.), медаль «Достойному» (2013г.), благодарность (2016г.). 


Живопись и графика Дьулустана Бойтунова

Художник один из немногих кто многие годы иллюстрирует эпическое наследие народов Севера. Декоративностью, цветовой активностью, введением орнаментальных элементов и усложнением рисунка отличаются его листы к олонхо «Бюдюрюйбэт Мюлджью Бёгё» (2010). В этот период художник также занимается иллюстрированием эвенкийского эпоса «Тор5о-Тургэ тангастаах Торгандуун маатаа», (2010).
В живописных произведениях автора 2010-х гг. очевидно влияние эстетики восточного искусства, например во взаимодействиях на плоскости пустого и заполненного, намеренная и порой подчеркнутая асимметрия, утверждение роли плоскости. Но при кажущейся непринужденности соотношения подчинены строгой логике. Полотно «Похищение», (2013) отличается подчеркнутой декоративностью, и своеобразным композиционным решением. В основе сюжета легли мотивы якутского эпоса. Сцена представляет момент похищения северным богатырем красавицы: в сине-голубом пространстве в сложном ракурсе расположены фигуры похитителя, девушки, оленей. Композиция полна динамики и движения, фигуры словно закручены вокруг невидимой оси, что придает особое звучание произведению, подчеркивает драматичность момента. Вторит ей композицией и лаконичностью колорита и картина «Невеста», (2013), созданная по мотивам мифов народов Севера: миф о женщинах, которые волею судеб оказывались вдовами – их мужья погибали в войне или на охоте, и тогда они совершали символический брак, выходя замуж за могучих обитателей моря моржей. Невеста, взлетев, словно находится в желтом трансцендентном пространстве, она подлетает к морю, где ее встречает морской житель.
Поэтичность, философская подоплека затрагиваемых тем в последних работах, говорит о новом осмыслении художником своего творчества. Утонченность и высокое техническое исполнение делают произведения автора особенно запоминающимися. Дь. Бойтунов продолжает экспериментировать с техниками, с живописной поверхностью, уделяет пристальное внимание композициям работ.
Яркая индивидуальность и мастерство Дьулустана Бойтунова, диапазон его творческих устремлений кроме графики и живописи, художник создает известные многим ледовые скульптуры, ювелирные изделия, несомненно, выделяют его и привлекают к его творчеству пристальное внимание широкого зрителя и специалистов.

А.Г. Петрова - кандидат искусствоведения. 
Вестник Арктического государственного института искусств и культуры. 2017. N 1 (8). С. 58-60.




Возврат к списку

версия для печати