ФЕДОРОВ Александр Ревельевич


ФЕДОРОВ Александр Ревельевич

Живописец.
Родился 28 октября 1965 г. в г. Чебоксары. Живет и работает в г. Чебоксары.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2018г.)
Заслуженный художник Чувашской республики (2007 г.),
Почетный член-корреспондент Международной гуманитарной Академии «Европа-Азия» ЮНЕСКО (с 2006 г.)

Образование: Чебоксарское художественное училище, 30 июня 1984 г. (руководитель диплома Гурин В.В.). Высшее, Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева, 1992 г. (руководитель диплома Овчинников Н.В.)

Основные произведения: «Шохонка» (холст, масло, 90х80, 2014 г); «Холодный день» (холст, масло, 75х85, 2014 г); «Сказки начало» (холст, масло, 110х100, 2009 г); «Сирень» (холст, масло, 100х100, 2020 г); «Праздник для невесты» (холст, масло, 100x100, 2020 г); «Подсолнухи» (холст, масло, 90х80, 2020 г); «Платье для невесты» (холст, масло, 140х70, 2009 г); «Восточное танго» (холст, масло, 85х752017 г); «Вечерний Иерусалим» (холст, масло, 75х85, 2008 г); «Бедуин кочевник» (холст, масло 75х65, 2007г).

Произведения находятся в коллекциях: Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары), художественного музея г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Национальной библиотеки Чувашской Республики, Галереи «Серебряный век», Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино», Мемориального комплекса Славы им. А.А. Кадырова (г. Грозный, Россия), Музея А.Н. Мазитова (г. Казань), Казанской национальной галерее «Хазине», Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Творческого объединения «Классика» (г. Иваново).

Постоянный участник выставок с 1991г.
Основные персональные выставки: г. Гамбург (Германия,1995 г.), г. Базель, г.Сан-Бернардино (Швейцария, 2002 г.), г. Аскона, г. Цюрих (Швейцария, 2003 г.) и другие.

Общественная деятельность: Служба в армии (1984-1986), Преподаватель детской художественной школы №5 (1987-1992), Член союза художников России (1993 г.), Творческая мастерская Ревеля Федорова (1994-2000), Стипендиат Культурного фонда Президента России В.В. Путина (2001 г.). Творческие поездки: Франция-Голландия (1997 г.), Творческая поездка в Академическую дачу им. Е.И. Репина г. Вышний Волочёк (1998 г., 1999 г.), Израиль (2008 г.), Черногория (2011 г.), Творческая поездка в Ивановскую область (2011 г.), Творческая поездка в г. Плёс и с. Б.Болдино (2014 г.), Творческая поездка в Ярославскую и Ивановскую область (2014 г.), Чеченская Республика (2017 г.), (2018 г.). 

Государственные и общественные награды и премии: Почетная грамота Государственного Совета Чувашской Республики (2020 г.), Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2018 г.), Почетная грамота Министерства культуры Чеченской Республики (2017 г.), Благодарность Министерства культуры Чеченской Республики «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова» (2017 г.), Благодарственное письмо Государственной думы федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва от А.И. Аршиновой (2020 г.), Благодарность Администрации Президента Чувашской Республики (2009 г.).

Награды РАХ: Диплом РАХ (2010 г.), Благодарность РАХ (2013 г.),  Серебряная медаль РАХ (2013 г.), Диплом РАХ (2014 г.), Благодарность Российской Академии Художеств (Поволжское отделение) за участие в Третьей межрегиональной академической выставке-конкурсе «Красные ворота/против течения», г. Саратов (2014 г.)


Активная творческая позиция зрелого художника, развивающего «neo art now» в русской живописи, основанная на сохранении лучших традиций стиля «модерн», и с точки зрения выбора сюжета, жанра, образного строя; и с позиции формально-композиционных, манерно-стилевых приемов в создании произведения; и прежде всего, благодаря врожденному абсолютному чувству цвета и колористической гармонии, позволяет Александру Федорову находиться в авангарде «армии» живописцев Поволжья. Обладая крепкими базовыми данными академического образования Федоров Александр Ревельевич (Чебоксарское художественное училище, художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева, семинары Академической дачи им. И.Е.Репина и международных, всероссийских симпозиумов – пленэров) активно вступает в ряды творчески одаренной когорты молодых художников конца 80-х годов XX века, и с взыскательной требовательностью к себе, в поисках путей становления собственного развития, продолжает упорно совершенствовать свое мастерство в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, доводя их как адептов приоритета собственного творчества, до высокого уровня достижений признанных авторитетов российского изобразительного искусства начала XXI века. Стилистические особенности, современные нюансы восприятия мира в творчестве Федорова Александра Ревельевича выражены индивидуально-образным языком видения и чувствования природы мироздания, как поэтического пафоса вселенского великолепия. Эти и иные качества, встречаемые в работах Александра у благодарных зрителей находят поэтический отклик слияния с природой. Мелодия, светоносность красок адресно присущи пейзажам, натюрмортам, обнаженной натуре А.Р. Федорова. Картины художника Федорова Александра вызывают оптимизм мажорного восхищения жизнью. Александр Ревельевич активный организатор деятельности Союза художников Чувашии в очень важных направлениях - выставочной деятельности секции молодых художников, передвижных выставок Союза, симпозиумов-пленэров, обменных межрегиональных выставок в зоне Большой Волги и связи СХЧ с общественностью, бизнес-сообществом и представителями руководства Республики. Творческая и общественная деятельность Федорова Александра Ревельевича продолжающаяся более двадцати лет, укрепила ряды реалистической живописи, поднимая престиж регионального отделения «Союз художников Чувашии» ВТОО «Союз художников России» в целом и оказывает благотворное влияние на развитие традиционной живописи российского изобразительного искусства.


«Картина должна быть праздником для глаз!»(с) Эжен Делакруа.
В живописи Александра Федорова нет и не может быть технических и иных параллелей с искусством конъюнктуры рынка двадцатого века. Весь смысл притязаний его творчества сводиться к поискам живописно-пластического языка современной постимпрессионистической живописи наступившего столетия.
Основной лейтмотив – жизнеутверждающий строй композиции. Отсутствие намека на литературное прочтение холста – вот главное достоинство и достижение в раскрытии творческих тем. Радость жизни, полнота бытия трактуются автором исключительно средствами живописной пластики. Живописно-пластическая мотивация композиций рождается из острого чувства счастья бытия, некоего рода изумления перед видимым миром. Серия его работ «Болдинская осень», пейзажные ноктюрны старого Иерусалима,многочисленные натюрморты – цветы – все это лишь средство передать зрителю волнующие мелодии жизненных ритмов. Автор любит жизнь, окружающую его и старается средствами живописи донести до зрителя все обаяние окружающего нас мира.
В таинственной голубоватой дымке мерцает вращающийся «космический» гранат, сквозь завесу времени загадочно смотрит бедуин-кочевник, тянуться к зрителю ритмы листвы, пятна цвето-света завораживают и притягивают взор. Мозаика гармонии холодного и теплого, ритмы свето-теневых и фактурных отношений, модуляция акцентов - все служит для раскрытия характера окружающего мира. Отсюда берет начало живописно-пластическая среда его холстов. Индивидуальность автора в раскрытии живописно-пластических тем, а не в подражании кому бы то ни было. Спонтанно и легко возникает эта среда в виде пены в натюрморте с пивом, переходит серебристым блюзом голубовато-лиловой гаммы в портрете Ирины, колышет легкой игрой мазков и фактур лодки,искрится радостным светом в многочисленных натюрмортах с цветами.
Традиция и современность переплетаются в творчестве А.Р. Федорова. Хотя, напрямую нельзя соотнести приемы мастеров серебряного века русского искусства и потрясающей потенции Ван Гога, в некотором смысле Сезанна, но явно можно проследить внутреннюю смысловую связь творчества этих мастеров и рассматриваемого нами живописца.
Выявление живописно-пластического образа достигается средствами искусства двадцать первого века. Художник не играет в искусство, он живет в нем и им. Поиск творческих средств выражения не сводиться к решению отдельных технических задач. Это способ мышления автора.
«Реализм чувства» - вот истинный девиз мастера. Отсутствие однообразия и скучной риторики, постоянный неустанный поиск средств живописно-пластического выражения мыслей ведет мастера к дальнейшему усложнению его художественно языка.
Герман Каштанов, искусствовед



Возврат к списку

версия для печати