ЩУКО Владимир Алексеевич (1878-1939)


ЩУКО Владимир Алексеевич (1878-1939)

Архитектор, художник театра.

5(17).7.1878, Берлин - 18.1.1939, Москва. Жил в Петербурге — Ленинграде, Москве (с 1920-х).

Академик (1911) и действительный член (1914) Императорской академии художеств.

Образование: ВХУ при АХ (1896-1904), у Л.Н. Бенуа, пенсионер АХ в Турции, Греции, Италии (1905-07).

Основные постройки: жилые дома №№ 63 и 65, Каменноостровский проспект, Петербург (1908-11), Русский павильон на Международной художественной выставке в Риме (1911), памятный зал, здание Академии Художеств, Петербург (1914). Среди проектов: дома - графа Мордвинова на Каменном острове (1915), отделения Московского банка на Невском проспекте (1915). 

Проекты, выполненные совм. с В.Г. Гельфрейхом: пропилеи Смольного института (г. Петроград, 1923-24), архитектурная часть памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала (г. Ленинград, скульптор С.А. Евсеев, 1926), памятник Ленину у Смольного (г. Ленинград, скульптор В.В. Козлов, 1927); здание Клуба текстильщиков, г. Москва; интерьер Дворца труда, здание клуба при заводе «Большевик», здание вокзала - все в г. Киеве (1927); новый корпус публичной библиотеки (г. Ленинград, 1928), Дом Советов (г. Тула, при участии Ю.В. Щуко и И.Е. Рожина, 1929), военная школа в Московском Кремле (при участии В.О. Мунца, 1930-31), здание Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (г. Москва, 1928-40), станция «Электрозаводская» московского метрополитена (совм. с Гельфрейхом и Рожиным; 1937). Здание Драматического театра им. A.M. Горького (г. Ростов-на-Дону, 1930-35), Большой Каменный мост (г. Москва, при участии М.А. Минкуса, 1935-36), Главный павильон ВСХВ (г. Москва, 1939). Дом правительства Абхазской АССР (г. Сухуми, 1932-39), виадук (г. Сочи, в составе авторского коллектива, 1936-37). Принимал участие в конкурсе на проект Дворца Советов в г. Москве (1932-38): 1-й заказной конкурсный проект (совм. с Гельфрейхом, при участии А.П. Великанова, Л.М. Полякова, А.Ф. Хрякова); 2-й заказной конкурсный проект (совм. с Гельфрейхом, при участии Великанова, Полякова, Рожина, Хрякова, Щуко); эскизный проект (совм с Гельфрейхом, Б.М. Иофаном, при участии коллектива мастерской Дворца Советов), архитетурно-технический проект и окончательный ва¬риант (совм. с Иофаном, Гельфрейхом, при участии коллектива мастеркой Дворца Советов). Конкурсный проект на здание Наркомтяжпрома в г. Москве (при участии П.В. Абросимова, Великанова, Щуко). 
Сценография: в Старинном театре г. Петербурга «Нынешние братья» (1907), «Чистилище святого Патрика» П. Кальдерона (1911); в театрах Петрограда — Ленинграда: «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1919), «Отелло» У. Шекспира (1920), «Земля» В.Я. Брюсова (1922), «Мятеж» по Д.А. Фурманову (1925) - в Большом драматическом театре, «Маккавеи» А.Г. Рубинштейна (1921) в Оперном театре Народного дома, «Риенци» Р. Вагнера (1923) в Гос. академическом театре оперы и балета, «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1929) и «Сарданапал» Дж.Г. Байрона (1924) - в Петроградском Гос. академическом театре драмы; «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1937) в Малом театре, г. Москва. 
Графические работы: архитектурные пейзажи (кар., акв.) -«Псков» (1903); серии: «Афины», «Венеция», «Флоренция», «Рим» (1905), «Венеция», «Флоренция», «Рим», «Неаполь», «Милан», «Капрарола», «Помпеи», «Нью-Йорк» (1934), «Село Коломенское» (1938). Политическая карикатура (рис.): «Свободная» наука и «свободное» искусство» (1905), «Всадник» («Николай II») (1905). Книжная графика - обложка журнала «Орфей» (тушь, 1920-21). Портреты матери, Е.М. Щуко, дочери, сына (рис., все — 1938).

Педагогическая деятельность: Петроградские ГСХМ (1918-20), ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН (Москва, 1920-29)

Иллюстрация в тексте: В.А. Щуко (1878-1939). Автопортрет. Фрагмент. 1910-е. Государственный музей архитектуры им. Щусева



Возврат к списку

версия для печати