СВИНИН Борис Александрович (1938-1994)


СВИНИН Борис Александрович (1938-1994) Скульптор.

18.6.1938, Свердловск - 21.6.1994, Петербург.
Жил в Ленинграде-Петербурге.

Член-корреспондент АХ (1983).

Заслуженный художник РСФСР (1984).

Учился: Уральское художественное училище прикладных искусств, Нижний Тагил (1954-59), у В.М. Ушакова; ЛВХПУ (1959-65), у В.Л. Рыбалко, В.И. Ингала.

Среди произведений: Мемориал «Лемболовская твердыня» (часть мемориального ансамбля «Зеленый пояс Славы»)- Ленинградская область (архитекторы – А. Гутов, Ю. Цариковский. 1967), портреты - «Баянист Карпов» (1968), «Портрет Ф.И. Кувшинова» (1971), «Портрет дяди Георгия» (1979), «Жолио Кюри» (1985), «Скульптор Б.Д. Яковлев» (1988); Портрет писателя А.Н. Вьюгова (1967), «Девушка с Васильевского отсрова» (1970), декоративная композиция «Похищение Европы» (1969), установлена в г. Судаке (1970), фонтаны «Реки Узбекистана»(1971-1973), «Фархад» (1971-1972), оба- г.Навои, Узбекистан, памятник Алишеру Навои, г. Навои (1974), «Праздник Узбекистана» (1975), скульптура для здания  Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге.





В 1967 году на 34 км Приозерского шоссе Ленинградской области был сооружен мемориал «Лемболовская твердыня». Этот архитектурно-скульптурный комплекс, являющийся частью мемориального ансамбля «Зеленый пояс Славы», располагается на месте разрушенной в годы Великой Отечественной войны деревни Лемболово. Именно здесь в сентябре 1941 года, части 23-й армии РККА остановили наступление финских войск и здесь же, в 1944 году была прорвана оборона противника, положив начало освобождения Карельского перешейка.

Мемориал, посвященный обороне рубежа Лемболово, состоит из вертикальной стелы с барельефным изображением матери и ребенка и двух пилонов. На одном из пилонов, длиною пятнадцать метров, помещена многофигурная композиция с силуэтами защитников Ленинграда.

Автор мемориала -скульптор, заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Александрович Свинин (1938-1994).

За свою творческую жизнь Борис Свинин внес значительный вклад в отечественное искусство. Его произведения узнаваемы и запоминаемы.

Б.А. Свинин родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). Его детские годы прошли в Кургане. Дед, воспитывая внука, мечтал, чтобы он стал потомственным железнодорожником, как и он. Но, судьба Б.А. Свинина сложилась иначе. В уральское училище прикладных искусств в Нижнем Тагиле он поступил не с первой попытки. В училище Свинин попал к преподавателю В.Н. Ушакову, с которым, даже после окончания учебы, продолжал общаться и был ему благодарен всю свою последующую творческую жизнь.

Первая работа Б.А. Свинина, которая была показана на выставке в училище, была скульптура «Орленок», выполненная в честь 40-летия ВЛКСМ. Через многие годы скульптор вспоминал, что еще тогда, во время учебы, он «начал понимать разницу между жанровым портретом и скульптурным символом»!

Училище много дало молодому скульптору. Познавая академические художественные традиции, Б.А. Свинин учился работать с различными скульптурными материалами. Преподаватель В.Н. Ушаков посоветовал Б.А. Свинину поехать в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), чтобы выбрать учебное заведение для дальнейшего обучения.

В Ленинграде Свинин принял решение поступать в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне СПХПА им. А.Л. Штиглица). Среди его преподавателей был скульптор, лауреат Сталинской премии Владимир Иосифович Ингал.

В.И. Ингал был известен созданием мемориальных памятников актрисе В.А. Мичуриной–Самойловой в Александро-Невской лавре, балерине А.Я. Вагановой на Волковом кладбище, памятником В.И. Ленину в Свердловске и т.д.

Дипломной работой Б.А. Свинина была фигура древнегреческого мыслителя Архимеда, которая предназначалась для Дома ученых академгородка в Новосибирске. Именно во время работы над дипломом, Б.А. Свинин начинает серьезно сотрудничать с архитекторами. Их совместная работа, в дальнейшем, будет продолжена даже на стадии эскизов будущих скульптурных композиций.

В 1970 году на полуострове Крым, в городе Судаке, при участии архитектора Ю.Т. Савченко, над гладью воды декоративного бассейна была установлена скульптура «Похищение Европы». Мифологический сюжет о дочери финикийского царя, начиная с античных времен, был воплощен многими художниками. В истории живописи хорошо известны работы Рубенса, Рембранта, Тициана, Тьеполо и много других на этот сюжет. В России в 1907-1910 годах Валентин Серов создал ряд авторских живописных вариантов и выполнил декоративную скульптуру «Похищение Европы».

Вдохновляясь древнегреческой мифологией и мировыми шедеврами изобразительного искусства, Б.А. Свинину удалось найти новый скульптурный образ известной группы и прекрасно вписать ее в горный ландшафт Крымского побережья. Эта композиция в Судаке открывает замечательный вид на знаменитую Генуэскую крепость. Бронзовая модель этой скульптурной группы находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На левом боку быка и на тыльной стороне имеется надпись: «Свинин Б.А. 1969г.».

Одной из главных целей творчества Б.А. Свинина было «найти в безликом современном градостроительстве, всеми силами, синтеза скульптуры и архитектуры». Над этим вопросом размышляли многие художники. Об этой проблеме в своих дневниках размышляет известный отечественный скульптор И.Д. Шадр и другие.

Б.А. Свинину действительно удалось справиться с этой задачей на примере работ в Крыму и Средней Азии.

Работая с Ленинградским институтом среднего машиностроения, Б.А. Свинин в 1971-1972 годах, совместно с архитектором Г.Г. Гончаровым, участвует в оформлении увлажнительной системы строящегося города Навои в Узбекистане. Перед Домом культуры в Навои был создан архитектурно-скульптурный ансамбль, в который вошли три декоративных фонтана. Вылепленные скульптором, произведения этого цикла были отлиты из бронзы на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура» и отправлены в Узбекистан.

В фонтане «Фархад», легенду о котором рассказал сам А. Навои, Фархад изображен с киркой, словно пробивающий скалу, из которой бьет струя воды.  Фонтан «Драконы», выполненный в стиле народной глиняной самаркандской игрушки, изображает драконов, из пастей которых фонтанируют потоки воды. Фонтан «Три реки» в виде фигур изящных девушек, символизирующих реки Узбекистана (Амударья, Сырдарья и Зарафшан), бережно несущих сосуды с «живительной водою», которой так не хватает в этой жаркой республике. Складки их одежд словно струятся над гладью воды. Практически одинаково решая пластику фигур трех «сестер-рек», Б.А. Свинин совершено различно выполняет формы сосудов в их руках и над головами. Благодаря этому, при круговом осмотре, их силуэтам придается индивидуальность. Найденные в композиции ритмы и пропорции фонтана «Три реки» являются одной из доминант облика города Навои.

Б.А. Свинин, в дальнейшем, работает над созданием для города Навои композиции «Праздник Узбекистана», выполняет модель памятника Алишеру Навои, авторские копии которых находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Также, он вылепил скульптурную группу «Омар Хайям» и другие. В силу разных причин эти скульптурные произведения не были установлены на площадях и скверах узбекского города Навои, как планировалось по проектам.

В 1974 году, вместе с архитектором Г.Г. Гончаровым, в Казахстане, в городе Шевченко (ныне Актау), скульптор выполнил для фонтана внутреннего двора Дома культуры бронзовую фигуру девушки Гюль-Шары. Юная обнаженная фигура символизировала «Утро». Над головой у нее восходящий солнечный диск. Руками она, как бы придерживая, возносила диск в небо. Пластичная и утонченная бронзовая Гюль-Шара прекрасно вписывалась в окружающую среду, при этом стены здания Дома культуры, с вертикальными ритмами членения оконных проемов, как бы опоясывали силуэт девушки. Ныне скульптура Гюль-Шары фонтана «Утро» не сохранилась.

Б.А. Свинин работал, также, в портретном жанре. Так, скульптор решил бюст своего брата в образе античного победителя олимпийских игр (1978). Строго фронтально был выполнен портрет букиниста Кувшинова (1971). Он вылепил парный портрет свояченицы с сыном «Семья Юрченко» (1978). Женщина, глядящая вниз, на своего подрастающего сына, по-матерински обнимает его левой рукой. Эти произведения также находятся в основном фонде Государственной Третьяковской галереи.

В 1970-е годы, в знаменитом своей парковой скульптурой Летнем саду, была организована выставка произведений Б.А. Свинина. Подобная выставка была устроена впервые. В течение месяца, среди аллей и павильонов демонстрировались работы ленинградского скульптора.
В 1975 году в Москве, на улице Горького, 46 (ныне Тверская), в зале Союза художников РСФСР была открыта персональная выставка Б.А. Свинина. Среди различных творческих работ на ней был показан поясной женский портрет «Девушка с Васильевского острова» (1970). В Ленинграде, именно на Васильевском острове, на 18-й линии, в доме 17, долгие годы располагалась мастерская скульптора.

Б.А. Свинин много работал и в последующие годы. Он неоднократно обращался в своем творчестве к античным образам. Ему принадлежит двух-фигурная композиция «Аполлон и Дафна», высотой около пяти метров.

Одной из последних воплощенных работ скульптора была многофигурная композиция древнегреческих богов для здания Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Основная часть этой скульптурной группы была создана на основе рабочих моделей и эскизов разных лет. Над этим проектом работал также его ученик, скульптор А.А. Мурзин.

Б.А. Свинин скончался в 1994 году и был похоронен на Рощинском кладбище в Ленинградской области.

Много и плодотворно работая, он ставил перед собою сверхзадачи в творчестве, всегда думая о том, с какой целью он творит. Свинин вел дневник, записывая некоторые мысли художника:
«…меня часто спрашивают, к какому направлению в искусстве конца двадцатого века я принадлежу и какой, на мой взгляд, я сделал вклад в искусство.
Для меня изложить свое мировоззрение на бумаге в виде трактата сложнее, чем вылепить.
Во-первых: я предопределен природой своим искусством собирать, а не разрушать.
Во вторых: собирая, я опираюсь на те эпохи в искусстве, которые мне близки по мировоззрению.
В-третьих: было бы нелепо не изучать альтернативы, хоть и не следовать им. Конечно, я принадлежу к реалистическому направлению. Как я его понимаю».

Скульптор К.Г. Синявин.








Возврат к списку

версия для печати