СОРОКИНА Лариса Владимировна


СОРОКИНА Лариса Владимировна

Живописец.Персональный сайт: artsorokina.ru
Родилась 17 июля 1966г. Живет и работает в Москве и в Тарусе.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2016)
Член Творческого союза художников России (2012)

Образование: Краснопресненская художественная школа, ГИТИС им. Луначарского (1988).

Основные произведения: «Тропики»( 2013. Холст, темпера. 50х100), «Будда. Ледник Титлис. Швейцария» (2010. Бумага, пастель. 51х63), «Сезоны» (2017. Холст, акрил. 80х70), «Геликония» (2011. Холст, темпера. 75х55), «Драцена» (2012. Холст, темпера. 100х80), «Своя Вселенная» (2018. Холст, масло. 120х110), «Спаси и сохрани. Диптих» (2018. Холст, масло. 110х200), «Дуализм. Диптих» (2018. Холст, масло. 110х180), «Неупиваемая чаша» ( 2019. Холст, масло. 80х80) «Вдоль Оки» (2019. Холст, масло. 90х100) и др.

Произведения находятся в коллекции: в Тарусской картинной галерее.

Постоянный участник выставок с 2008г.
Основные персональные выставки: в Театре на Малой Бронной (Москва, 2008-2010) «Влюбиться в Болгарию», посвященная году Болгарии в России в Болгарском культурном институте (Москва, 2009); в Доме журналистов (Москва, 2011); «Улочки и дворики старинных городов» (бутик «Каудаль», 2011); 2012 - персональная выставка в Госудавственном выставочном зале «На Каширке» (2012); «География творчества» в Доме русского зарубежья им. А. Солженицина (Москва, 2013); РАХ (Москва,2014); Русский культурно-информационный центр (София, Болгария, 2014); Свой мир, своя Вселенная» (Таруса, 2018) и др.



Лариса Сорокина занимается графикой давно и увлеченно. Окончив Краснопресненскую художественную школу, одну из лучших и старейших в Москве, а затем Государственный институт театрального искусства, она уже больше двух десятилетий не расстается с красками. Ее графические работы выполнены в основном во время многочисленных путешествий художницы.
Произведения Ларисы образуют серии и циклы. Она часто возвращается к одному и тому же изобразительному мотиву — старые городские дворики, пейзажные фрагменты, величественные горы, ветви деревьев — и варьирует этот мотив, следуя бесконечному разнообразию природы. В своих графических «путевых заметках» Лариса Сорокина сохраняет традицию неспешного, спокойного рассматривания. Когда-то, в XVIII и XIX веках путешественники, отправляющиеся осматривать красивые места мира, имели обыкновение брать с собой в качестве спутников профессиональных художников, дабы те зарисовывали интересные пейзажные виды. Причем подобной работой не пренебрегали даже великие мастера, например, знаменитый Карл Брюллов, автор «Последнего дня Помпеи». Еще чаще путешественники сами брали в руки кисти и краски, чтобы зарисовать и сохранить для себя впечатления от мест, в которых им посчастливилось побывать. Сегодня основной «инструмент» туристов — фотоаппарат. Но сквозь видоискатель фотокамеры вряд ли можно увидеть те оттенки и переливы цвета, то настроение и атмосферу, которые может уловить художник.
Лариса часто выбирает для своих графических пейзажей не эффектные архитектурные виды и панорамы, а ничем не примечательные на первый взгляд уголки. Например, тихие, уютные дворики с черепичными крышами, мшистыми каменными стенами, покосившимися заборами. В этих двориках столетиями живут тишина и покой — один из акварельных пейзажей Ларисы так и называется: «Плес. Тихая жизнь». Легко представить, что точно так же эти уголки выглядели и сто, и двести лет назад. Под стать умиротворенной атмосфере — колорит этих работ, где Лариса со вкусом подбирает сдержанные, неяркие тона — коричневатый, розоватый, голубовато-серый, зеленый. В другой серии работ, исполненных пастелью, Лариса Сорокина следует традиции знаменитого художника и путешественника Николая Рериха. Она изображает покрытые снегом вершины гор на фоне яркого неба, образующие декоративный узор. Хорошо удаются Ларисе световые эффекты — горы показаны то погруженными в предзакатный сумрак с почти черными тенями, и их пики образуют резкий контраст со светлым золотистым небом, то они растворяются в светло-голубом пространстве. Художница хорошо чувствует фактуру пастели — техники, дающей ощущение воздушности. Горы предстают в пейзажах Ларисы как будто одушевленными: они, подобно облакам, трансформируются в причудливые извилистые фигуры, стелются, воспаряют ввысь. В неподвижных камнях скрыта внутренняя динамика. Точно так же и облака принимают необычные формы — в одном из пейзажей, например, можно увидеть летящего по небу коня. «Так и было на самом деле!» — с улыбкой уверяет Лариса. И в этом умении не просто смотреть на небо, но и видеть его необычную «тихую жизнь» — незаурядная художественная чуткость.
Еще одна графическая серия Ларисы Сорокиной, на этот раз темперная, — ветви деревьев. «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях — не нарисуете. Как они красивы», — заметил некогда Михаил Врубель. И вновь Ларисе удается в самом обычном, каждодневном мотиве, который у всех перед глазами, выявить орнаментальную красоту. Здесь господствует хитроумная геометрия. Как разноцветные стекла в калейдоскопе, силуэты ветвей и просветы воздуха складываются в необычайные геометрические и колористические фигуры, производя гипнотический эффект.
Каждую из этих работ можно рассматривать очень долго, подчиняясь плавному ритму движения ветвей. Краски и тут притушены и сдержанны, и цветовые сочетания напоминают матовое свечение старинных витражей в свинцовых переплетах. Здесь, как и в роскошных, наполненных энергией, изображениях кактусов-опунций, наиболее ярко проявляется декоративный дар Ларисы — художницы, умеющей смотреть, видеть и «останавливать мгновенье».
Екатерина Алленова, кандидат искусствоведения 2008г.


Серии картин Ларисы Сорокиной последних лет представляют взгляд в глубину природы — в саму ее структуру. Флоральными мотивами Лариса увлеклась давно — будучи страстной путешественницей, она вдохновлялась природой Индонезии, Вьетнама, Марокко, и наряду с пейзажами начала создавать яркие и сочные изображения экзотических растений. «Хотя я родилась и живу в Москве, меня увлекают сети пальмовых листьев, непостижимые архитектурные кактусы, загадочные и странные геликонии, многоярусные банановые сооружения, причудливые стволы баньяна», — говорит сама художница. Цветовую насыщенность и необычность форм в этих работах подсказывали сами растения и вся природа с ярким солнцем и резкими переходами от света к тени. Вскоре на смену пряным контрастным натюрмортам пришли хитросплетения ветвей, образующих прихотливые орнаменты, напоминающие полуабстрактные витражи. «Хитросплетения» — одно из ключевых слов, которым Лариса характеризует собственную живопись. И это относится не только к изобразительным мотивам, которые она выбирает, но и к самому ее художественному мышлению и взгляду, устроенному самым хитроумным образом. В последние годы растения в работах Сорокиной напоминают уже даже не причудливые геометрические абстракции, а скорее те фантастические конфигурации, которые образуются при макросъемке или открываются при взгляде в микроскоп. Одна из особенностей художницы — умение всматриваться вглубь вещей и открывать в них внутренние, скрытые образы.
Здесь нужно сказать, что Лариса является страстным коллекционером, и желание трансформировать окружающую видимость пронизывает всю ее жизнь. Ее дом наполнен привезенными со всех концов света предметами прикладного искусства, в том числе приобретенными на блошиных рынках, но не меньше там и вещей, найденных буквально на помойках или в заброшенных российских деревнях и искусно преображенных. Шкаф из виолончели, некогда предназначенной к сожжению. Цветочница из выброшенной раковины сталинских времен. Светильники с абажурами из садков для рыбы. Журнальный столик из старой кабельной катушки, и многое другое. Это не просто дизайнерский талант — во всем этом проявляется взгляд художника, провидящего в самых обыденных вещах какие-то не доступные обычному взгляду свойства и особенности.
Таким же образом Лариса Сорокина смотрит на свою любимую флору. Помимо тропических растений, которые сами по себе орнаментально эффектны, она увлечена обычными российскими сорняками («Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда, // Как желтый одуванчик у забора, // Как лопухи и лебеда». — Анна Ахматова). «Свою тягу к экзотике за неимением таковой я нахожу и в нашей средней полосе, — рассказывает Лариса. — Увидела в простых лопухах тропические мотивы. А в опасных и очень выразительных борщевиках мне видится целый мир, полный экзотических всплесков. Это мои любимые «объекты» — прямо под ногами, в пыли, привыкшие к невниманию окружающих, на обычных незатейливых маршрутах. Бесконечное разнообразие природных мотивов удивляет и заставляет вновь и вновь браться за кисть». И вот изъеденные насекомыми лопухи воплощаются в невообразимых узорах, а листья одуванчиков с острыми краями оборачиваются готическим лесом. Что же касается тропиков, то «тропические сети», в которые художница завлекает своих зрителей, могут напомнить кадры какого-нибудь научно-фантастического фильма: в «хитросплетениях» лиан видятся то биоморфные объекты, то инопланетные архитектурные конструкции.
Примечательно, что Лариса Сорокина практически не использует привычного «ботанического» зеленого цвета. Ее работам присуща холодная палитра: если тропики — то, как правило, это оттенки малинового, сиреневого, лилового (сама Лариса признается, что любит солнечные закаты), если российские сорняки, то здесь преобладают серый, сизый, малахитовый, бледно-розовый — тона, свойственные скорее минералам, чем растениям. Художница выявляет не форму и цвет, а структуру, скрытую внутри этих стеблей и листьев.
Помимо этих композиций, которым трудно подобрать жанровые определения, Лариса Сорокина создает и более традиционные по жанру работы — пейзажи и натюрморты. Впрочем, применительно к ее картинам, где обнаженные женские фигуры бродят в переплетениях тропических лиан, слово «пейзаж» весьма условно. Это все та же растительная стихия, только населенная одушевленными существами, напоминающими дриад или души в царстве теней из античных мифов. В натюрмортах Лариса обращается к любимым ею деревенским мотивам: овощи с огорода, домашние растения в горшках, старые предметы быта — керосиновая лампа, эмалированный чайник (многие ли помнят эти зеленые чайники сейчас, в эпоху электронных девайсов?), выбирая для них орнаментальные фоны, так что конфигурация предметов и фона образует все те же «хитросплетения». При этом акцентированная геометричность и цветовая насыщенность роднит эти натюрморты с произведениями сезаннистов, например, из «Бубнового валета».
Слово «Вселенная» в названии выставки отсылает к первоосновам: это слово, калька с греческого, означает «обитаемое, населенное пространство», то есть сфера, наделенная жизнью, одушевленная. Лариса Сорокина умеет видеть Вселенную даже в лопухах.

Екатерина Алленова, кандидат искусствоведения




Возврат к списку

версия для печати