КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887)


КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887)
Живописец
27.5(8.6).1837, слобода Новая Сотня, пригород Острогожска Воронежской губ. – 24.3(5.4).1887, Петербург. Жил в Петербурге (с 1857), на юге Франции, в Ментоне (1884).

Академик Императорской Академии художеств (1869). Отказался принять звание профессора АХ (1872).

Образование:
Острогожское четырехклассное училище (окончил 1850), АХ (1857–63) у А.Т. Маркова.
Путешествовал по Европе: Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж (1869), Италия, Франция (1876), Париж (1878).

Служил писцом в Городской думе г. Острогожска (до 1853). Ретушер у фотографа Я.П. Данилевского в Острогожске (с 1853). Работал в фотографических мастерских И.Ф. Александровского и А.И. Деньера в Петербурге (с 1857). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863–69). Давал уроки живописи и рисунка в царской семье (кон. 1860-х – 1880-е).
Разрабатывал новый устав АХ вместе с А.П. Боголюбовым, К.Ф. Гунном, Н.Н. Ге, Ф.И. Иорданом (1872–73).
Возглавил «Бунт четырнадцати» (1863). Один из организаторов Санкт-Петербургской артели художников, некоторое время её староста (вышел из состава 1870). Член Санкт-Петербургского собрания художников (Клуб художников) и его художественного комитета (1865). Член-учредитель ТПХВ (1870, неоднократно избирался членом Правления ТПХВ). Член МОЛХ (с 1871), член-учредитель Общества русских аквафортистов (1871–74).

Среди основных произведений: росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863–73, с перерывами), участие в создании иконостаса для церкви в селе Коньчозеро близ Петрозаводска (1865), «Автопортрет» (1867, 1874), серия монохромных портретов выдающихся деятелей России с оригиналов старых мастеров для Московского публичного и Румянцевского музеев по заказу директора В.А. Дашкова (1868–71), девять образов для Троицкой церкви в Острогожском уезде Воронежской губ. (1870), портрет Т.Г. Шевченко (1871), Ф.А. Васильева (1871), «Русалки» (1871), «Христос в пустыне» (1872), портреты И.И. Шишкина (1873), Л.Н. Толстого (1873), «Полесовщик» (1874), портреты П.М. Третьякова (1876), Д.В. Григоровича (1876), И.Е. Репина (1876), «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877–78), портреты С.Т. Аксакова (1878), Ю.Ф. Самарина (1878), А.В. Прахова (1879), С.Н. Крамской (1879), «Радуйся царю, иудейский!» («Хохот», кон. 1870-х – 80-е.), «Лунная ночь» (1880), портреты В.В. Самойлова (1881), имп. Марии Фёдоровны (1882), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884), портрет имп. Александра III (1886); иконы для русской посольской церкви в Копенгагене (1883–85). Занимался офортом, литографией, скульптурой.

Награды:
Золотая медаль Всемирной выставки в Париже (1878).

Оставил большое эпистолярное наследие. Автор многих художественно-критических статей, среди них: «Взгляд на историческую живопись» (1858), «О школе рисования» (1866), «Записка по поводу пересмотра Устава Академии Художеств» (не ранее 1867), «Судьбы русского искусства» («Новое время», 1877, № 645–647), «Художник А.А. Иванов и его значение для русского искусства» («Исторический вестник», 1881, август).

Иллюстрация в тексте: Портрет И.Н.Крамского работы И.Е.Репина. 1882. Фрагмент


Возврат к списку

версия для печати