ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847)


ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847) Живописец
7(18).2.1780, Москва – 4(16).12.1847, с. Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губ.
Жил в Москве, Петербурге (с 1802), с. Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губ. (с 1819).

«Назначенный» (1811), в том же году – академик Императорской Академии художеств

Учился: частный пансион в Москве (1790-е). Живописью и рисованием занимался самостоятельно в Москве; брал уроки у В.Л. Боровиковского в Петербурге (с 1807); копировал картины в Эрмитаже.

Служил чертежником в Москве (кон. 1790 – нач. 1800-х); помощником землемера при Департаменте государственных имуществ в Петербурге (с 1802), в Департаменте почт (1807–19). Основал собственную школу в с. Сафонково (после выхода в отставку в 1819), где преподавал по принятой им методике; имел более 70 учеников.

Основные произведения
До нач. 1820-х писал в основном портреты: брата (нач. 1790-х), матери (1801), молодого человека в испанском костюме (1804), А.И. Бибикова (1807), «Автопортрет» (1811), «Портрет К.И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств» (1811), М.А. Фонвизина (1812), В.С. Путятиной (1815). В 1807–10 сделал много рисунков на бытовые темы. Предпринял издание «Журнала карикатур на 1808 г. в лицах» (1808), Совместно с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым участвовал в создании большой серии карикатур, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года (1812–13). Выполнил ряд литографий (первые образцы русской тоновой литографии) к альбому «Литографические опыты, исполненные в 1816, 17, 18 и 19 годы…». Наиболее значительные живописные произведения: «На пашне», «На жатве. Лето», «Гумно» (1822–23), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823–24), «Старик крестьянин» (1825), «Захарка» (1825), «Девушка с васильками», «Старуха в шлычке» (1829), «Кормилица с ребёнком» (1830) и др. Написал также портреты – М.М. Философовой (1823), А.А. Венециановой (1826), Н.М. Карамзина (1828), дочерей (А.А. и Ф.А. Венециановых – парный, 1830-е), детей Панаевых с няней (групповой, 1841); картины – «Проводы рекрута» (1830-е), «Пётр Великий. Основание Петербурга» (1838), «Гадание на картах» (1842), «Туалет Дианы» («Балерина», 1846); ряд икон – для Александровского собора в Варшаве, церкви Обуховской больницы, Собора всех учебных заведений в Петербурге.

Автор ряда записок об искусстве, о методах преподавания.

Иллюстрация в тексте: А.Г.Венецианов (1780-1847). Автопортрет. 32,2х26,9. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



Возврат к списку

версия для печати