СТЕКОЛЬЩИКОВ Вячеслав Константинович


СТЕКОЛЬЩИКОВ Вячеслав Константинович Живописец.
Родился 2 сентября 1938г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2013г.)

Народный художник Российской Федерации (2000г.)
Член Союза художников СССР (1964г.)
Член Московского Союза художников
Член Московского Отделения Союза художников России.

Образование: Московская средняя художественная школа (1950-1957гг.), Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1963г.), учился у профессора Ю.П.Рейнера.

Среди известных произведений: серия графических работ под общим названием «Москва в солдатской шинели», цикл живописных работ «Борисоглебская летопись».

Произведения представлены в собрании Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, Института Русского реалистического искусства (ИРРИ), во многих музеях России и зарубежных коллекциях.

Участник выставок с 1957г.

Общественная деятельность: член творческих комиссий, выставкомов, худсоветов, правления товарищества живописцев Москвы, член Совета по присуждению государственных наград и званий при Президенте РФ.

Награды (ведомственные и другие):
Серебряная медаль международной выставке в Карачи (Пакистан, 1951г.)
Победитель конкурса эмблемы и значка Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957г.)
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2003г.)
Медаль имени Н.П. Крымова Союза художников России (2013г.)

Награды Российской академии художеств:
Диплом Академии художеств СССР за цикл работ «Любить Родину» (1978г.)
Золотая медаль (2009г.)


Русская живопись. В творчестве Стекольщикова уже в конце 1980-х годов стал складываться образ Родины, в котором закрепились традиции русской живописи и впечатления последующих лет. Питательной средой для целой череды типичных видов стал старинный Борисоглеб, что неподалёку от Ростова Великого, с известным монастырём в нём, неоднократно отображённого современными живописцами. Однако у Стекольщикова этот образ засветился особым смыслом. Этот смысл открылся художнику потому , что он надолго поселился в Борисоглебе, что позволило воспринимать текущую жизнь изнутри и снаружи, со всеми традиционными понятиями жителей посёлка, их образом жизни , монастырём и окружающей среднерусской природой, содержащей особенно трогательный облик земли знакомой и загадочной, характерной и особенной, похоже-непохожей на природу других таких же российских мест, вечно к себе влекущих и манящих.
Прежде всего, ещё в 1989 году Стекольщиков пишет обобщающий образ русской земли в картинах «Борисоглеб», «Осень на Ярославской земле» (1998г.). В них запечатлён пейзаж с обширными далями, лесами и полями с мирно пасущимся стадом. Облик среднерусской равнины столь привычный и притягательный открывается далевой перспективой и неизменно перламутровым небом, покрытым подвижными облаками. Нельзя сказать, что художник шёл от общего к частному, так как в это же время он увлёкся не просто живописанием деревянных домиков, возглавленных монастырём («Борисоглебские огороды» 1988г.), но более живописными видами быта или вернее сказать образом жизни жителей , будто сохранивших в нашей современной жизни старинный уклад, как сказал бы Хайдеггер, «здесь бытия». («Огороды» 1989г., «День Пресвятой Троицы» 1989г., «Был свет истинный...» 1989г., «Пруд у монастыря»  1986г. , «Бабье лето» 1986г. , «Дом с синими наличниками»  1991г. ,  «Полдень»  1990г.). В этих и других работах художник подчёркивает вроде бы старинный уклад жизни сохранившийся в дне сегодняшнем. Этот акцент сделан намеренно потому, что время меняет облик земли и вместо покоя вовлекает человека в шум и суету больших городов. Очевидно , что покой нам не только снится, но он достижим в дне сегодняшнем - нужно только найти эту обитель.
Отметим ещё раз, что именно в творчестве этого мастера возникло желание вернуться вспять, назад к истокам, новое опрокинуть в старое, хотя бы мысленно. Живопись тонально сгармонирована. Нигде не слышно ни истошного крика, ни попсового визга. Отсюда возникает мотив созерцания, спокойного течения мысли. Ни грани раздражения, при полном спокойствии изобразительной речи. Именно это спокойствие пластического изъяснения доставляет художественное наслаждение.
В период глобального разрушения культуры в послесоветский период, изобразительное искусство оказалось на грани исчезновения. Насаждаемый постмодернизм, поддержанный государственной властью, повёл атаку на изобразительное искусство, стараясь убрать его из культурного обихода страны.
В этих условиях Стекольщиков решительно встал на его защиту. Первые шаги были сделаны ещё в период активного действия творческого объединения «Русская живопись».  Но полная, чёткая позиция в этом вопросе была выражена в книге Стекольщикова «Вечная Россия» (1999г.), ставшая своеобразным «ответом Чемберлену». Это выступление было тем более ценно в условиях полного молчания и покорного сосуществования с силой, требующей изничтожения изобразительного искусства, как якобы надоевшего передовым слоям общества. С позицией Вячеслава Константиновича нельзя не согласиться.
Заслуженный деятель искусств, член-корреспондент РАХ, доктор искусствоведения, профессор В.Манин



Возврат к списку

версия для печати