КОНДУЛУКОВ Сергей Никитович


КОНДУЛУКОВ Сергей Никитович

Живописец
Родился 14.09.1949г., село Большое Томылово Куйбышевской области. Живет и работает в г. Тольятти Самарской области.

Почётный член Российской академии художеств (2014г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2001г.)
Почётный работник сферы образования Российской Федерации (2018г.)
Член Союза художников СССР (с 1990г.)
Член Творческого союза художников в России (с 2010г.)
Профессор (2006г.)

Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1981г.), мастерская под руководством Б.С.Угарова.

Основные произведения: «Студентки. Душевный разговор» (1980г.), «Возрождение» (1981г.), «Август» (1986г.), «Депрессия» (1986г.), «Музей на академической даче» (1988г.), «Тишина» (1997г.), «Женский характер (1998г.), «Одиночество» (1998г.), «Сирень в объятиях ночи» (2002г.), «Солнечный удар» (2017г.), «Херсонес Таврический -колыбель русского православия» (2017-2018г.), «Электронное письмо» (2020г.).

Произведения находятся в собраниях Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Тольяттинского краеведческого музея, Тольяттинского художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры Самарской области, Музея городского Дворца культуры г. Тольятти, Кошкинского районного историко-краеведческого музея, художественной галереи «Виктория» (Новокуйбышевск), Музея Тольяттинского государственного университета, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Основные персональные выставки: Пенза (1971г.), Хямеэнлинна (Финляндия, 1990г.), «Кипр глазами русских художников» (Лимассол, Кипр, 1994г.), «25 лет в творчестве» (Тольятти, 1996г.), Людвигсбург (Германия, 1999г.), «30 лет творческой деятельности в Тольятти» (2004г.), Вольфсбург (Германия, 2010г.), «Образ времени» к 70-летию автора (Тольятти, 2019г.).

Педагогическая деятельность: профессор (2002-2010гг.), заведующий (2010-2014гг.) кафедры «Живопись и художественное образование», директор (2014-2021гг.), советник при ректорате (с 2021г.) Института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета.

Общественная деятельность: председатель профсоюзной организации Тольяттинских художественных производственных мастерских (1984-1989гг.), председатель (1989-1994гг.), член правления (1994-1997гг.) Тольяттинской организации Союза художников России, член совета по культуре при Мэрии городского округа Тольятти (2014-2021г.). Член выставочных комитетов, жюри выставок, аттестационных и экспертных комиссий (с 1984г.); один из инициаторов выпуска альбома «Два Автограда» (1994г.) и художественного альбома «Вдохновение» (1996 г.) с произведениями художников Тольятти.

Общественные награды: грамота Департамента культуры городского округа Тольятти (2004г.), грамоты Тольяттинского государственного университета (2004, 2009, 2011, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019гг.), грамота Мэрии городского округа Тольятти (2010г.), диплом Думы городского округа Тольятти (2011г.), грамота Министерства культуры Самарской области (2011г.), дипломы Министерства образования (2013г.), Союза архитекторов России (2013г.), Самарской губернской думы (2013г.), Почётный знак Думы городского округа Тольятти «За заслуги перед городским сообществом» (2021г.), благодарственные письма, дипломы различных ведомств и организаций.

Награды РАХ: диплом (2018г.), почётная грамота (2019г.), благодарность (2020г.), медаль «За заслуги перед Академией» (2022г.).

Иллюстрация в тексте: С.Н. Кондулуков. Автопортрет (копия). Фрагмент. 1989. Холст, масло. 102 х 78. Собственность автора


В присутствии человека. Живопись Сергея Кондулукова
Метафора солнечного удара как озарения любви и творчества возникает на этих страницах неслучайно. Значимость темы встречи, бесповоротно переворачивающей жизнь, в полной мере сознается и подчеркивается Сергеем Кондулуковым в одной из знаковых живописных работ «Солнечный удар (по одноименному рассказу И.А. Бунина)» (2016). Героями полотна становятся костюмы влюбленных, повешенные на спинки стульев за праздничным столом в гостинице, где происходит их единственное свидание. Светлая скатерть, пульсирующая в сложных нюансах розового и оливкового, собирает рефлексами жар бордово-красного фона с темными вертикальными тенями–своеобразный театральный занавес, подсказывающий зрителю, что перед ним – авансцена. Портьеры разделяет тонко змеящаяся золотистая щель, напоминающая дымок сгоревшей свечи и вздымающаяся вверх в унисон вертикальным ритмам бутылки игристого вина, штофа с водкой, бледно-зеленых стеблей букета роз, чьи распахнутые желтовато-серые бутоны, окунаясь в горячечно-красный фон, словно плавятся в мареве страсти. В незримом присутствии влюбленных отчетливо звучит кульминационная фраза бунинского шедевра: «…поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».
Портретность – универсалия творческого мира Сергея Кондулукова. Художник мыслит и работает как антрополог, даже если человек непосредственным образом не является персонажем картины. Применительно к творческому методу мастера уместно процитировать академика О.А. Кривцуна: «Человек – главный предмет художественного творчества. Независимо от любого художественного жанра (пейзаж, натюрморт, потрет, тематическая картина, монументальная живопись и др.) главным предметом и содержанием искусства выступает интерпретация художником человеческого отношения к миру, к его эстетическим свойствам, к его проблемам и конфликтам». Афористично выразил эту мысль мэтр Виктор Иванов: «Я не пейзажист. Пейзаж для меня – это та среда, в которой живет человек, которого я изображаю. Если я пишу натюрморт, то для меня интересны предметы, которые окружают этого человека. Начало всех начал – человек. Все остальное подчиняется».
Формулируя свое творческое кредо, из примата человека и человеческого в искусстве исходит и Сергей Кондулуков: «Основная тема моего творчества – это портрет, портрет современника, портрет в пейзаже, натюрморт как отражение жизни человека через неодушевленный предмет, где только читается присутствие человека. Мотивом является постоянная потребность зафиксировать свои чувства, возникающие в соприкосновении с человеком, природой, историей, литературой, музыкой, театром».
Антропология искусства Кондулукова, прочитываемая, помимо портретного жанра в его классической интерпретации, и в антропологизированном пейзаже или натюрморте, становится возможной благодаря глубокому пониманию мастером искусства академического портрета: дар писать человека без человека (прием «no-faсe» в терминологии искусствоведа В.А. Лагутенковой) обретается как следствие причастности традициям реалистической портретной школы.
Сергей Ступин, кандидат философских наук, академик, директор НИИ Теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств




Возврат к списку

версия для печати