ГАТТЕНБЕРГЕР Наталия Леонидовна


ГАТТЕНБЕРГЕР  Наталия Леонидовна
Художник ДПИ
Родилась 30.10.1932 г. Живет и работает в Москве.

Почетный член Российской академии художеств (2013г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член СХ России, МСХ (1964г.)

Образование: окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ) бывш. Строгановское) по специальности художественная обработка металла (1956 г.). Руководитель диплома профессор Фёдор Яковлевич Мишуков.

Основные проекты и произведения:  «Окно», настенная композиция. Горячая эмаль на меди, алюминий (1984г.); «Октябрь», комплект ювелирных украшений (1977г.); «Твоих оград узор чугунный…», настенная композиция. Мельхиор, горячая эмаль, алюминий (1986г.), «Московские переулочки», настенная композиция. Горячая эмаль на меди, дерево, алюминий (1996г.), «Время прошедшее», настенная композиция. Горячая эмаль на меди,  алюминий (1992г.), «Арктика», комплект ювелирных украшений (1984г.), «Виктория», комплект ювелирных украшений (1995г.), Броши – кармашки, серия ювелирных украшений (1979, 1988, 1992гг.). «Морская пена», комплект ювелирных украшений (1991г.), «Феникс», колье (1988г.).   
                                                  
Произведения находятся в коллекциях 26 музеев, среди них Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Оружейная палата Московского Кремля, муниципальный музей Лиможа (Франция), музей эмали Кечкемета (Венгрия).

Выставки: с 1964 года постоянный участник  всесоюзных, республиканских и международных выставок, в том числе II – VIII «Советская Россия», IX – XII «Россия»
Зарубежные выставки: Польша (Варшава, 1969г., Катовице, 1975г., Легница, 1988г.), Венгрия (Будапешт, 1976г., Кечкемет, 1988г.), США (1971г. передвижная выставка), Чехословакия (Яблонец 1971, 1974, 1977, 1980гг., Прага, Братислава, 1985г.), Канада (Монреаль, 1967г.), Великобритания (Лондон, 1968, 1989гг., Эдинбург, 1987г.), Франция (Париж, 1969г., Лимож, 1984г., Страсбург, 2002г.)
Персональные выставки: Москва (1979, 2012гг.).

Государственная и общественная деятельность: член Центрального совета Всесоюзной художественной лотереи (1975-1989гг.), Художественного совета при Союзювелирпроме (1975-1985гг.), Республиканского художественного совета по декоративно-прикладному искусству ХФ РСФСР (1979-1989гг.), выставочной комиссии бюро декоративной секции МОСХ (1981-1986 гг.),  Государственной экспертной комиссии Министерства  культуры  СССР (1982-1988гг.), творческой комиссии по декоративно-прокладному  искусству Правления СХ РСФСР (СХ России) (с 1984г.).
Работала в художественных советах Комбината прикладного искусства (КПИ) (с 1961 г.) и Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК).

Государственные, общественные награды и премии: медаль «За трудовое отличие» (1986г.), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997г.), диплом и медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2010г.), золотая медаль СХ России (2012г.) 
Дипломы и почетные грамоты: Дипломы Совета министров РСФСР (1973, 1976гг.), дипломы и премии МОХФ РСФСР (1963, 1964, 1969, 1976гг.), диплом организационного комитета юбилейной выставки «Художники Москвы – 50-летию Октября» (1967г.), почётные грамоты секретариата правления СХ РСФСР (1973г.), Московской организации СХ РСФСР (1982г.), диплом МОСХ РСФСР (1985г.), Министерства культуры РСФСР и СХ РСФСР (1986г.), почётная грамота ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (1987г.), четыре диплома СХ России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (1994-2007гг.), диплом Генерального консульства РФ в Страсбурге (Франция) участнику Х фестиваля «Дни Российской моды в Европе» (2002г.)
Благодарность Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (2010г.)
Награды РАХ: серебряная медаль Российской Академии художеств (2003г.), Благодарность РАХ (2012г.), медаль «Достойному» РАХ (2017г.). 



Наталия Гаттенбергер в 1956 году окончила МВХПУ (бывш. Строгановское). В 1961 г. стала работать в Комбинате прикладного искусства (КПИ) Художественного фонда РСФСР и вот уже 50 лет занимается прикладным искусством.
Наталией Гаттенбергер выполнено много образцов художественных изделий для серийного производства мастерскими Художественного фонда РСФСР Москвы, Ростова-на-Дону, Омска.
В семидесятых годах сделана серия работ совместно с миниатюристами Палеха. Среди них комплект «Русская красавица», подвес «Лесная песня» (Государственный русский музей), брошь «Царевна-лягушка» (Государственный исторический музей).
Конец 70-х годов был интересен сотрудничеством с Общесоюзным домом моделей – участием в подготовке коллекций одежды в ансамбле с украшениями для показов в Лондоне и Париже. Работа с костюмами затем продолжилась с киностудией «Мосфильм» над созданием серии украшений для персонажей фильмов «Руслан и Людмила», «Визит вежливости», «Чёрная стрела». 
С начала восьмидесятых годов Наталия Гаттенбергер осваивает технику горячей эмали, в которой выполнены настенные композиции «Окно», «Московские переулочки», «Время прошедшее», «Воробьёвы горы. Дождь», «Твоих оград узор чугунный…», «Возрождение», колье «Феникс» и другие. 
Наряду с работами в металле и эмали художник занимается и акварельной живописью.

Заставить говорить металл...
Иван-да-Марья. Есть такой лесной цветок. Неброский с виду, но очень милый… Вспоминаешь его, глядя на серёжки, которые выполнила из мельхиора, сердолика и аметиста московская художница-ювелир Н.Л.Гаттенбергер. Недавно это украшение пополнило экспозицию одного из музеев Московского Кремля.  
Наталии Гаттенбергер посчастливилось заниматься у известного знатока ювелирного дела Ф.Я.Мишукова. Может быть, уже тогда, во время учёбы в Строгановке зародился интерес у юной художницы к ювелирным изделиям древнерусского искусства. Во всяком случае, он укрепился у неё после знакомства с богатейшим собранием таких произведений, хранящихся в Государственном Историческом музее.
Заставить говорить металл, претворить по-своему опыт прошлого и найти путь к новому – всё это раскрывает перед ювелиром простор для увлекательных поисков. Вдохновлённая наследием древних мастеров Н. Гаттенбергер создаёт такие гарнитуры, как «Кубань», «Хозяйка медной горы», «Каскад». Прообразы этих украшений – древние гривны и подвески.
Я листаю каталог с работами Наталии Леонидовны. Вот одно из показательных её изделий – комплект «Волан». Браслет и кольцо. Металл – словно мягкая, послушная ткань. И «складочки» подчёркивают его исконные свойства – гибкость и ковкость.
По словам художницы, для неё главное – не материальная ценность металлов и камней. Работая с мельхиором, медью, латунью, редко с серебром, Н. Гаттенбергер считает наиболее ценным творческую мысль, неожиданное художественное решение.
— Иногда причудливый узор, какая-нибудь затейливая прожилка в простом камне или неровность его окраски привлекают меня больше, чем самый дорогой материал, из которого можно сделать ту или иную вещь, — говорит Наталия Леонидовна.
Используя в работе различные полудрагоценные и поделочные камни,  Н. Гаттенбергер предпочтение отдаёт хризопразу. Особенно удачно использован этот камень в гарнитуре «Весна». Здесь каждое отдельное украшение и похоже и не похоже на остальные. Круглые и овальные камушки хризопраза – то ярко-зелёные, и прозрачные, то мутноватые с лёгким желтым отливом – вызывают в памяти капли росы, набухающие почки, первую листву…
По-новому дарование ювелира раскрылось в начале семидесятых годов в работах с палехской миниатюрой. Кольца «Калинка моя», «Русалка», «Хозяюшка», броши «Иванушка», «Красный конь», «Бубенчики»… Невозможно отвести глаз от этой красоты, созданной Н. Гаттенбергер в содружестве с палешанами Р. Смирновой и И. Ливановой. Как драгоценность подаётся миниатюра оправой – будто неприметной, но таящей в себе и большую выдумку, и тонкий кропотливый труд…
— На цветных фотографиях в каталоге эти изделия чудесны, а наяву, наверное, ещё лучше. Где их можно увидеть? — спрашиваю автора.
— Мои работы есть в экспозиции Государственного музея палехского искусства, в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, — отвечает Наталия Леонидовна. — Представлены они и на выставке, посвящённой 50-летию МОСХа, в Центральном Доме Художника на Крымской набережной.
Её изделия экспонировались в Венгрии, Чехословакии, Канаде, США, во Франции. Наталии Леонидовне довелось сотрудничать со специалистами Общесоюзного Дома моделей одежды, с художниками по костюму киностудии «Мосфильм». За создание ювелирных украшений к фильму «Руслан и Людмила» она награждена специальным дипломом и премией Художественного фонда РСФСР. Когда-то художница с восхищением знакомилась с коллекцией ювелирного искусства в Государственном Историческом музее, а теперь и здесь есть её работы. Среди них комплект «Блики» – серьги и кольцо из латуни и кварца.
В последнее время Наталия Леонидовна занята созданием украшений современных форм. И вкладывает она в них много доброго юмора, удивительного чувства меры и изящества.
Газета «Советская торговля». 31 июля 1982 г.




Возврат к списку

версия для печати