ШИШКОВ Юрий Алексеевич (1940-2020)


ШИШКОВ Юрий Алексеевич (1940-2020)

Живописец.
29.06.1940 - 14.04.2020. Жил и работал в Москве.

Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2013г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2013г.)
Член Московского союза художников (1980г.)

Образование: Московское государственное художественное училище памяти 1905 года (1969г.); Московский государственный институт им. В.И.Сурикова (1979г.), мастерская В.Г.Цыплакова.

Основные произведения. Работы в области станковой живописи: «Пейзаж с колодцем» (1991), «Новодевичий монастырь» (1999г.), «Вид монастыря» (2001г.),«Хлеб» (х.м. 50х70, 1970г.), «Последние дни Пушкина (х.м. 141х130, 1985г.), «На Ленинских горах» (х.м. 150х130, 1986г.), «Бал» (х.м. 90х100, 1987г.), «Старуха в красном» (х.м. 90х100, 1989г.), «В Нескучном саду» (х.м. 140х150, 1990г.), «Похороны. Двор» (х.м. 110х140, 1991г.), «Старуха» (х.м. 100х100, 1992г.), «Старость» (х.м. 118х142, 1993г.), «Затмение» (х.м. 115х140, 1994г.), «Падающий Икар» (х.м. 90х100, 1994г.), «Думы о Шагале» (х.м. 90х100, 1996г.), «Суздаль» (х.м. 150х150, 1997г.), «Памяти Н.Андронова» (х.м. 120х160, 1998г.), «Благословление» (х.м. 110х140, 2002г.), «В гостях у Дерена» (х.м. 110х140, 2003г.), «Несут» (х.м. 110х210, 2004г.), «Андронов у окна» (х.м. 90х100, 2005г.), «У Никитских ворот» (х.м. 160х180, 2007г.), «У памятника» (х.м. 200х170, 2008г.), «Провинция» (х.м. 120х160, 2009г.), «Яблоко раздора» (х.м. 100х100, 2010г.), «Соловки» (х.м. 150х150, 2011г.), «Красные берега» (х.м. 180х150, 2013г.). Работы в области монументального искусства: в соавторстве с Н.И.Андроновым - римские мозаики на станциях метро «Савеловская» (1989-1990гг.) и «Крестьянская застава» (1992г.).

Педагогическая деятельность: преподаватель кафедры живописи и композиции МГХАИ им. В.И.Сурикова (с 1992г.), доцент кафедры (с 2000г.), руководитель мастерской (с 2010г.).

Общественная деятельность: член правления и председатель молодежной комиссии в Московском союзе художников, председатель по приему; член правления Товарищества живописцев.

Государственные и общественные награды и премии: Медаль ВДНХ за росписи к 50-летию СССР. ВДНХ павильон «Культура» (1982г.); Диплом Московского союза художников за мозаики станции метро «Савеловская» (1988г.); Медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2008г.); Почетная грамота Министерства Образования и науки Российской Федерации (2010г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2002г.); Медаль «Шувалов» РАХ (2010г.); Благодарность РАХ за высокопрофессиональные педагогические успехи в воспитании молодых художников (2011г.).


«Русская живопись XX века».
Среди художников 1990-х годов выделяются явные продолжатели и более того - преобразователи (сурового стиля). Цельностью и печальной лиричностью восприятия своего времени с опорой на тематику и стилистику Н. Андронова отличается творчество Юрия Алексеевича Шишкова (род. 1940). Он не подражатель. По силе суровой образности и целостности живописной манеры Шишков ничутъ не слабее Андронова, но значительно собраннее и целенаправленнее в выборе сюжетов и их драматичной интерпретации. В его работах нам предстает образ России, казалось бы, убогой и какой-то стародавней. Но в этом образе Родины просматривается характерная для современного восприятия светлая печапь по уходящим родным осинам («Пейзаж с колодцем»,1991;«Новодевичий монастырь», 1999; «Вид монастыря», 2001). Звенящая грусть умиротворенного пейзажа, тихое размышление о земном покое вечереющего или пасмурного дня необычайно трогательны. Они отвечают созерцательной природе русского человека. Можно сказать, что главная тема Шишкова - это деревня, провинция, где сохранилось еще ощущение незыблемости родной земли и уклада жизни ее обитателей. Определяющая тональность работ художника – это скорбное осмысление утрат; нынешних и предстоящих.

В произведениях Шишкова заметно родство с работами Андронова, связанное со стремлением проникнуться духовными переживаниями старшего товарища, близкими художнику. Это сопереживание не только творчеству Андронова, но и его судьбе воплощено в картине «Памяти Николая Андронова»,1999). Некоторая упрощенность живописного письма придает картинам цельность эмоционального состояния, не потревоженного нервной рефлексией. Андронов у Шишкова - это печальный образ не только художника, но и человека времени несбывшихся надежд. Картина «Памяти Николая Андронова» кажется своеобразным иносказательным автопортретом Шишкова, решенным в характерной андроновской стилистике. Главное в ней - это тема русской деревни и провинции, таящая стародавние ценности в жизненном укладе,в восприятии реальности, в понятиях о красоте и возвышенном творчестве. Творчество кажется печальным. Печаль исходит от невеселого размышления о судьбах людей, их скудного существования без перспектив и надежд. В обыденной жизни художник находит ответы на своеобразие бытования русского человека на земле. Строго говоря, творчество Шишкова - это не столько изображение действительности, сколько выражение чего-то большего что таится в душе человека.

Виталий Манин, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент РАХ.



Возврат к списку

версия для печати