КУЗНЕЦОВ Феликс Александрович (1940-2021)


КУЗНЕЦОВ Феликс Александрович (1940-2021)
Художник ДПИ, арт-дизайнер ювелирного и эмальерного искусства.
13.07.1940., Москва - 09.03.2021, Москва. Жил и работал в Москве. 
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2013г.).
Член Московского Союза художников (2012г.)
Член Творческого Союза художников (2014г.)

Образование: Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское, 1963-1968гг.); руководитель диплома – А.Н. Сергеев.
  
Основные проекты и произведения:  броши «Иероглиф» (1983, титан, оксидировка, нерж. сталь), «Колор» (1988, титан, оксидировка); композиция «4 версии» (1989, эмаль по стали, латунь); кинетический объект «Коперник 2000» (2000, белое золото, бриллианты, сталь); брошь «Чакра» (2003, титан, серебро, фактурная обработка); брошь «777» (2004, серебро); кинетический объект «Мир Леонардо» (2005, бумага, алюминий,сталь, пластик, магниты); инсталляция «Хранители пустоты» (2013, алюминий, лазерная резка, гибка).

Произведения находятся в собраниях Государственного исторического музея (Москва), Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного историко-архитектурного художественного и ландшафтного музея-заповедника Царицыно (Москва), Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, Музея искусств (Кечкемет, Венгрия), Калининградского музея янтаря, а также в частных коллекциях в России, Венгрии, Польше, Великобритании, Франции, Швеции и Японии. 
Участник российских и международных выставок с 1969 года.

Профессиональная деятельность: художник-оформитель ВНИИ медицинских инструментов и оборудования (1959-1962гг.); художник-конструктор Специального художественно-конструкторского бюро Мосгорсовнархоза (1962 - 1963гг.); художник-конструктор, старший художник КГЭ Кварц-самоцветы (1971-2010гг.); Дизайнер студийного оформления, РЕН ТВ (1994-2007гг.); 

Педагогическая деятельность: преподаватель проектирования и цветоведения МВХПУ (б. Строгановское, 1968-1973гг.); преподаватель композиции, технологии и производственного обучения Колледжа декоративно-прикладного искусства №336 им. К.Фаберже (1993-1999 гг.); преподаватель проектирования и компьютерного моделирования (с 2011г.), и.о. доцента кафедры художественного металла «Проектирование, компьютерное моделирование» МГХПА им. С.Г. Строганова.

Государственные и общественные награды и дипломы: 2-я премия СХ РСФСР по разделу декоративных искусств,Московская Осенняя выставка (1981г.); медаль «Яблонец-83», диплом «Яблонец-87» Международной квадриеннале ювелирного искусства в г. Яблонец, ЧССР (1983, 1987гг.); диплом Международного конкурса ювелирного искусства «Колор» в г. Легница, ПНР (1988г.); диплом Международной биеннале художественной эмали в г. Лимож, Франция (1988г.); гран-при по разделу «дизайн» на  Арт-биеннале «105 стран» в Валетте, Мальта (2005г.); Золотая медаль «За вклад в отечественную культуру» ТСХР (2013г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2002г.).

Феликс Кузнецов – один из тех немногих современных российских художников, к кому, по-видимому, и были обращены концепты таких мастеров авангардных стилистических направлений первой половины и середины ХХ века, как Василий Кандинский, Пит Мондриан, Виктор Вазарели. С ними Ф. Кузнецова связывает отсутствие «футуристического эпатажа» и исследовательски-аналитическое отношение к принципам искусства, поиск новых его горизонтов, формулирование в художественном произведении идеи, а не создание конечной предметной формы. Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах». Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления. Вслед за этими мастерами западноевропейского искусства 
Ф. Кузнецов осознал, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Особенно близки молодому автору оказались творческие поиски В. Вазарели, художника и теоретика искусства, основоположника оп-арта. Он также самостоятельно исследовал творческое наследие советских конструктивистов 1920-х годов – Н. Суетина и И. Чашника. Отталкиваясь от их опыта, художник делает шаг к развитию формы в пространстве как «живого» объекта.
Ф. Кузнецов не только и не столько изучал, сколько эмпирически исследовал, пропускал через себя, избирал то, что становилось своим, неотъемлемым в его авторской манере, в какой бы сфере он ни работал: интерьер, декоративная посуда из камня или ювелирные украшения. Он сам прошел путь эволюции художественного сознания от реальности к синтезу – дискурсивный метод творчества. Традиционные представления о ювелирном искусстве не укладывались в параметры принципов нелинейного мира искусства второй половины ХХ века. Ясность и структурированность художественного текста должны были сменить новые способы выражения, соответствующие разомкнутости художественного сознания и неограниченному простору для интерпретаций. И в то время как западные коллеги художника сосредоточились на экспериментах с материалами и технологиями внутри предметной формы, Ф. Кузнецов искал более масштабные выходы к «поэтике» открытого пространства. 
Перфильева Ирина: Объект в пространстве; от малого, до великого.



Возврат к списку

версия для печати