КАЛЮТА Юрий Витальевич


КАЛЮТА Юрий Витальевич

Живописец. 
Родился 13 июня 1957г. Живет и работает в Санкт-Петербурге. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2017г.)

Заслуженный художник России (2009г.)
Член Санкт-Петербургского Союза художников (....г.)

Образование: Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова (1973–1977гг.); Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, мастерская профессора А. А. Мыльникова (1983–1989гг.) и аспирантура кафедры живописи и композиции под руководством профессора А. А. Мыльникова (1989–1991гг.)

Основные произведения: «Мелисса» (1997г.), «Автопортрет. Сон в новогоднюю ночь» (2010г.), «Разговор в пути» (2016г.), «Бесконечность» (2017г.), «Задумавшаяся девушка» (2017г.), «Девушка. Разговор в пути» (2017г.), «Лиза. Все оттенки красного» (2017г.), «Вид из окна. Крещенские морозы» (2018г.), «Наташа. Из серии портретов Бесконечность» (2018г.), «День тот был пятница» (2018г.), «Кухонная эволюция» (2019г.), «Автопортрет. Отец и сын» (2019г.) и многие другие.

Персональные выставки: в Центральном выставочном зале города Шеньян (Китай, 1999г.), Музее традиционной китайской живописи (Ханьжоу, Китай, 2001г.), Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (2007г.), Центральном государственном музее Китая (Пекин, Китай, 2010г.), Художественном музее Китая (Шанхай, Китай, 2011г.), Государственном Русском музее («Красное и черное», 2012г.), Центральном художественном музее. Гуанджоу (Китай, 2014г.), Риме («Красное на красном», 2015г.), НИМ РАХ («Все оттенки красного, 2016г.), Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ («Разговор в пути», 2017г.), Центральном художественном музее Пекина («Сто лучших художников современности», 2018г.), Сорренто («Калюта в кубе. Бесконечность», 2018г.)

Произведения находятся в собрании Государственного Русского музея, в Центрального государственного музея Китая (г.Пекин), в Художественного музея Китая (г.Шанхай), в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств (Санкт-Петербург) и т.д.

Педагогическая деятельность: профессор кафедры живописи и композиции, руководитель персональной учебной мастерской Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ(....г) 

Государственные и общественные награды и премии: Гран-при на Пекинской международной арт-биеннале (2003г.)

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (2005г.)


Юрий Калюта - разговор в пути

Живописцы - самый странный народ на свете. Они обаятельны, контактны, пластичны. С ними легко говорить о чем угодно, но только не об их ремесле. Здесь они неожиданно строптивы, неуступчивы, не готовы любезно поддакивать, заводятся с пол-оборота. Они оберегают некую тайну, скрывают от постороннего взгляда то, что принадлежит только им, что тревожит, доводит до изнеможения, когда они, а вернее, он, единственный и неповторимый мастер, остается один на один с холстом, столь же единственным, неповторимым, еще не начатым и потому несущим в себе потенциальную бесконечность. 

Что с ним делать? - вновь и вновь соединять музей и реальность, повторять то, что уже делал раньше, хотя и чуть-чуть по другому - хорошо, но скучновато; отказаться от достигнутого? - зачем, ведь это твое, глубоко индивидуальное, выстраданное. Казалось бы, эти рассуждения не относятся к Юрию Калюте, художнику более чем успешному, признанному у нас и за рубежом и вроде бы без особых проблем движущемуся от удачи к удаче по своей профессиональной стезе-дороге. Однако это не совсем так и даже совсем не так. 

Если настроиться на личность художника и проникнуть сквозь внешнюю защитную оболочку, можно увидеть - он полон противоречий и сомнений, склонен к эмоциональным переживаниям и интеллектуальным рефлексиям, до поры до времени растворенным, скрытым в изысканной красочной фактуре, в узнаваемых стилистических приемах, в определенном круге сюжетов и мотивов - семейный портрет в интерьере. 

Но уже в конце прошлого столетия начинают появляться работы несколько иного плана: композиционно более активные, по-кинематографически остро соединяющие общий план восприятия и крупный, акцентирующий сущностные элементы изображения. 

Исподволь трансформируется и цвето-тональная концепция; сохраняя постоянство большого света, он смело сдвигает палитру то в верхний («Белый сон»), то в нижний («Святое семейство») регистр и, в пределах колористического единства, артикулирует противоположности - пятно и линия, легато и стаккато, живопись и рисунок. 

«Красное и черное» - так называлась выставка в Русском музее 2012 года. Проходит пять лет, и вновь возникает художественное напряжение, расхождение между пространством жизни и плоскостью холста, между тем, что делает автор и о чем мечтает. Тогда и рождается идея новой выставки. 

«Мысль изреченная есть ложь», - воскликнул Ф. Тютчев. А неизреченная? Возможно, именно в ней, потаенной, невысказанной, скрывается то самое главное, заветное, о чем творец не имеет права, да и не может поведать в словах. Но остается ничем не объяснимая вера в то, что, проходя по экспозиции, глядя на содеянное им со стороны, можно услышать свой внутренний голос, отвечающий на незаданные, но самые важные для тебя вопросы, без решения которых жизнь - и особенно творческая жизнь - теряет всякий смысл. 

«Без пути ходить попусту» - гласит русская пословица, комментирую которую В. Даль трактует слово «путь» как «образ достижения», как цель дороги, дарующую идущему по ней страннику надежду на вхождение в близость с прекрасным и высшим. По этой метафизической дороге бредут к надмирной обители духовные подвижники в нестеровских «Философах»; о «заросшей тропинке обратно к себе» до последних минут грезил М. Врубель.

О дороге-пути к самому себе, меняющемуся и неизменному, задумывается каждый серьезный, самостоятельно мыслящий художник. В постоянном разговоре-диалоге, в борениях и преодолениях утверждается в собственном непредсказуемом выборе и Юрий Калюта. Выставка «Разговор в пути» - лишь краткая остановка-передышка, позволяющая ему лучше понять, где он примерно находится, к каким берегам плывет. 

Владимир Леняшин



Возврат к списку

версия для печати