МУРАДОВА Наталья Владимировна


МУРАДОВА Наталья Владимировна

Художник декоративного искусства (текстиль).
Родилась 10 октября 1946г. Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент (2010г.), академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2020г.) 

Народный художник Российской Федерации (2008г.)
Член Московского Союза художников (с 1982г.)
Член АРХДИ (.....г)
Член Европейской Ассоциации художников Текстиля (ETN, с 1994г.)

Образование: Московский текстильный институт (1971г.), педагог - В.Н. Козлов, диплом выполнен на шелковом комбинате «Красная Роза» (Москва), под руководством Н.М. Жовтис.

Основные проекты и произведения: серия гобеленов для интерьеров Государственной третьяковской галереи «Три века Русской Культуры»; гобелены «Герб», «Сияние Москвы», «Парк» для оформления Резиденции Президента РФ в Московском Кремле; гобелены «Время», «Равновесие», текстильное панно «Москва - столица культурных событий» и оформление сцены в Верховном Суде РФ; серия из 8 гобеленов «Россия»; настенное панно для Министерства иностранных дел России «Отдых (Парк)» в авторской технике; театральный занавес для Филармонии в Брянске «Жар-Птица»; серия из 4 гобеленов «Венецианский карнавал»; текстильные композиции «В остатках сна рождалась явь» (Музей «Arts & Design», NYC USA), «Книга не умрет. Роман будет прочитан», «Ужас и восторг Великого Города».

Автор монографии «Лепестки» (2016г.).

Произведения находятся в собраниях Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Музея фабрики гобеленов (Обюсон, Франция), Музея искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Two Columbus Circle (США).

Участник московских, всероссийских, международных (в Австралии, Корее, Америке, Норвегии, Японии) выставок с 1978 года, среди которых Триеннале современного Текстиля (Музей Текстиля, г. Лодзь, Польша); два Триеннале современного гобелена в музее Царицыно.
Персональные выставки (в том числе совместные с Т.П Сажиным): атриум театра «Школа драматического искусства» (2011г.), выставочные залы РАХ «Свет и цвет. Текстильные истории и фантазии в стекле» (2013г.), Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства «Блеск стекла и мягкость ткани» (2014г.), Музей Муравьевых-Апостолов в Москве «Зрелища и Звуки» (2016г.), «Простые и вечные НИТИ тонкие и неразрывные. Лоскуты разорванного времени, и живописные заплаты чувств» в РАХ (2018г.) и другие.

Государственная и общественная деятельность: постоянный консультант крупнейшего в мире смотра современного художественного текстиля «Триеннале гобелена» с российской стороны (с 1996г.); член комиссии по защите дипломов в Московской художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.

Педагогическая деятельность: лекции о последних достижениях архитектуры и искусства в Академии художеств в МХПА им. С.Г.Строганова; тематические мастер-классы для студентов в мастерской в Музее Царицыно.

Государственные, общественные награды и премии: Премия Московского союза художников «За лучшую работу года» (1987, 1988, 1989гг.), Медаль администрации Президента РФ «Участник строительства Резиденции Президента РФ в Московском Кремле» (1996г.), Медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2013г.), Премия «Инновация» (второе «Триеннале гобелена» в музее Царицыно, 2013г.), Почетный знак Ассоциации художников декоративных искусств «За заслуги в творческой деятельности» (2014г.).,орден Республики Вьетнам – за участие в создании Мемориала Хо Ши Мина в Ханое (.....г).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль «Достойному» РАХ (1999г.), Благодарность РАХ за выставку в Музее Декоративно-прикладного искусства (2014г.), Медаль «Достойному» (2016г.), Золотая медаль РАХ (2018).


«Диалоги Натальи Мурадовой»
Гобелены Мурадовой неизменно появляются на выставках, поэтому может показаться, что ее творчество на виду. Красивые, богатые по цвету и фактуре панно всегда задают даже большим выставкам высокий уровень мастерства, профессиональной культуры.
Но даже и эта представительная выставка в залах РАХ («Свет и цвет. Текстильные истории и образы в стекле» 27.11 -16.12. 2012 года) не дает полного представления о творчестве автора. За пределами экспозиции остаются гобелены, созданные для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи, Резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле, Верховного суда РФ на Поварской.
Ее работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, музее знаменитой французской фабрики гобеленов в Обюсоне, «Нихон Вог» в Японии. Большая программная работа «В остатках сна рождалась явь» включена в постоянную экспозицию музея «Arts and Design» в Нью-Йорке. 
И тем не менее благодаря ей открылся художник такой индивидуальной эстетики и, что особенно привлекает, этики творчества, таких художнических устремлений, далеких от стратегий мейнстрима и в то же время таких насущных для искусства, что выдвигает ее в число творцов, которые программируют художественную практику, предвидят новые запросы общества.
Для тех кто любит живопись, автор дает радость встречи с тончайшими градациями цвета, любители рукодельного петчворка оценят сложность текстильных инкрустаций, знатоков графики привлечет изысканность рисунка, театральный зритель, возможно, узнает руку, создавшую 17 театральных занавесей.  
Сложная поверхность панно-это уплотненная структура из многих составляющих, она подобна поэтической речи, которая из общеупотребительных слов творит образную концепцию. Фрагменты живописи, реальные предметы, буквенная графика, вышивка, гобеленовое ткачество, стеклярус, кружева впаяны в поверхность панно так тесно, что переход от одного материала к другому обнаруживается только как ритмика строф. То есть сложная фактура панно — продукт не только художнического творчества, но и ремесленного упорного труда с необходимостью преобразовывать, преодолевать вещество материала, с радостями делания, неожиданными импровизациями, тактильным произволом руки. 
И этот процесс увлекает Мурадову не менее, чем поиск идеи образа, композиционных решений. Ремесленная рукодельная работа также входит смыслообразующим компонентом в произведение благодаря высочайшему мастерству.

Ада Сафарова,Статья из журнала «Декоративное искусство» зима 2012-2013 года 




Возврат к списку

версия для печати