МУРАДОВА Наталья Владимировна


МУРАДОВА Наталья Владимировна

Художник ДПИ 

Родилась 10 октября 1946г. Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2010г.) 

Народный художник Российской Федерации (2008г.)

Член Московского Союза художников (с 1982г.)
Член АРХДИ
Член Европейской Ассоциации художников Текстиля ETN (с 1994г.)

Образование:
Окончила Московский Текстильный Институт (Московский государственный университет имени А.Н. Косыгина) в 1971г. Училась у Козлова Вячеслава Николаевича, диплом выполняла на Шелковом Комбинате «Красная Роза» (Москва), под руководством Жовтис Натальи Моисеевны.

Основные проекты и произведения:  
Серия гобеленов для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи «Три века Русской Культуры» 
Гобелены для оформления Резиденции Президента РФ в Московском Кремле «Герб», «Сияние Москвы» 50м², «Парк»
Гобелены, панно и оформление сцены в Верховном Суде РФ «Время» (гобелен) 26м², «Равновесие» (гобелен) 23м², «Москва - столица культурных событий» (текстильное панно) 20м², Серия из 8 гобеленов «Россия» и др. гобелены.
Настенное панно для Министерства иностранных дел России (Москва, Смоленская площадь) «Отдых (Парк)» авт. техника
Театральный занавес для Филармонии (Брянск)«Жар-Птица»
Серия из 4 гобеленов «Венецианский карнавал»
Текстильные композиции «В остатках сна рождалась явь» 290х300 (Музей «Arts & Design», NYC USA), «Книга не умрет. Роман будет прочитан» 300х300, «Ужас и восторг Великого Города» 400х500

Автор монографии «Лепестки» (2016г.)

Произведения находятся в музеях:Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Музей фабрики гобеленов (Обюсон. Франция), Музей Искусства и Дизайна/Museum of Arts & Design.(Нью-Йорк. США), Two Columbus Circle (США).

Персональные выставки:Участник московских, всероссийских, международных выставок с 1978г. 
Международные, в Австралии, Корее, Америке, Норвегии,Японии. Триеннале современного Текстиля (Музей Текстиля, г. Лодзь, Польша). Два Триеннале современного гобелена в музее Царицыно. 
Персональные выставки (в т.ч. совместные с Т.П. Сажиным):      
Атриум театра «Школа драматического искусства»(2011г.)
Малые залы РАХ «Свет и цвет. Текстильные истории и фантазии в стекле» (2013г.)
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства «Блеск стекла и мягкость ткани» (2014г.)
Музей Муравьевых-Апостолов в Москве «Зрелища и Звуки» (2016г.) 

Государственная и общественная деятельность:
Постоянный консультант крупнейшего в мире смотра современного художественного текстиля «Триеннале Гобелена» с Российской  стороны (Музей Текстиля г.Лодзь, Польша, с 1996г.) 
Входит в состав комиссии на защиту дипломов в Московскую художественно-промышленную академию имени С.Г Строганова.  
Выступает с лекциями о последних достижениях архитектуры и искусства в Академии Художеств, в МХПА им. Строганова
Проводит тематические мастер-классы для студентов в своей мастерской в Музее Царицыно
Провела творческий вечер с Белом Зале РАХ с показом видеоматериалов и обсуждением новых работ (2016г.)

Государственные, общественные награды и премии: 
Премия Московского Союза художников«За лучшую работу года» (1987, 1988, 1989гг.), Медаль Администрации Президента РФ «Участник строительства Резиденции Президента РФ в Московском Кремле» (1996г.), Медаль Московского Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2013г.),Премия «Инновация» (2е «Триеннале гобелена» в музее Царицыно, 2013г.),Почетный знак Ассоциации Художников Декоративных искусств  «За заслуги в творческой деятельности» (2014г.)

Награды Российской академии художеств:
Серебряная медаль «Достойному» РАХ (1999г.)
Благодарность РАХ за выставку в Музее Декоративно-прикладного искусства (2014г.)
Медаль «Достойному» (2016г.)




«ДИАЛОГИ НАТАЛЬИ МУРАДОВОЙ»

Гобелены Мурадовой неизменно появляются на выставках, поэтому может показаться, что ее творчество на виду. Красивые, богатые по цвету и фактуре панно всегда задают даже большим выставкам высокий уровень мастерства, профессиональной культуры.
Но даже и эта представительная выставка в залах РАХ («Свет и цвет. Текстильные истории и образы в стекле» 27.11 -16.12. 2012 года) не дает полного представления о творчестве автора. За пределами экспозиции остаются гобелены, созданные для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи, Резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле, Верховного суда РФ на Поварской.
Ее работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, музее знаменитой французской фабрики гобеленов в Обюсоне, «Нихон Вог» в Японии. Большая программная работа «В остатках сна рождалась явь» включена в постоянную экспозицию музея «Arts and Design» в Нью-Йорке. 
И тем не менее благодаря ей открылся художник такой индивидуальной эстетики и, что особенно привлекает, этики творчества, таких художнических устремлений, далеких от стратегий мейнстрима и в то же время таких насущных для искусства, что выдвигает ее в число творцов, которые программируют художественную практику, предвидят новые запросы общества.
Для тех кто любит живопись, автор дает радость встречи с тончайшими градациями цвета, любители рукодельного петчворка оценят сложность текстильных инкрустаций, знатоков графики привлечет изысканность рисунка, театральный зритель, возможно, узнает руку, создавшую 17 театральных занавесей.  
Сложная поверхность панно-это уплотненная структура из многих составляющих, она подобна поэтической речи, которая из общеупотребительных слов творит образную концепцию. Фрагменты живописи, реальные предметы, буквенная графика, вышивка, гобеленовое ткачество, стеклярус, кружева впаяны в поверхность панно так тесно, что переход от одного материала к другому обнаруживается только как ритмика строф. То есть сложная фактура панно — продукт не только художнического творчества, но и ремесленного упорного труда с необходимостью преобразовывать, преодолевать вещество материала, с радостями делания, неожиданными импровизациями, тактильным произволом руки. 
И этот процесс увлекает Мурадову не менее, чем поиск идеи образа, композиционных решений. Ремесленная рукодельная работа также входит смыслообразующим компонентом в произведение благодаря высочайшему мастерству.
 
АДА САФАРОВА
Статья из журнала «Декоративное искусство» зима 2012-2013 года 



Возврат к списку

версия для печати