ДУБОВ Андрей Игоревич


ДУБОВ Андрей Игоревич

Живописец. 
Родился 12 апреля 1959 года в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2009 г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2004 г.)
Член Московского союза художников (1988г.), Московского отделения союза художников России (2002г), Творческого союза художников России (2009г.).

Образование: Московская средняя художественная школа (1977 г.); факультет Художественно-техническое оформление печатной продукции Московского полиграфического института по специальности художник-график (1982 г.), руководители - А.В. Васнецов, Д.С. Бисти.

Основные работы. Монументальные произведения: комплекс витражей для Музея боевой Славы воинской части в Истре (…г.), гобелены «Слава русскому оружию» (1980-90-е гг.).
Живопись: «Натюрморт в интерьере» (1990г., холст, масло, 100х100); «Натюрморт с фигурками» (1994г., холст, масло, 110х120); «Окно» (1995г., холст, масло, 100х80); «Полки» (1996г., холст, масло, 100х90); «Тотьма» (1996г., холст, масло, 80х100); «Рынок» (2003г., холст, масло, 145х190); «Натюрморт на столе» (2003г., холст, масло, 45,5х96); «Натюрморт с фруктами» (2003г., холст, масло, 50х70); «Натюрморт с фруктами» (2009, холст, масло, 50х50); «Натюрморт с дыней и арбузом» (2009г., холст, масло, 69х89); «Мужской монастырь в Ярославле» (2013г., холст, масло); Торговые ряды в Костроме (2019г., холст, масло, 60х70); «Ипатьевский монастырь» (2019г., холст, масло, 60х70); «Натюрморт на круглом столе» (2023г., холст, масло, 50х80).

Участник выставок с 1983 года. Персональные выставки состоялись в Муниципальной галерее Костромы (2005г.), в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике (2005г.), в выставочном зале МОСХ в Москве (2006, 2024гг.), в Музее «Садовое кольцо» в Москве (2011г.), в городе Суй Фен Хе (Китай, 2012г.), в залах Российской академии художеств в Москве (2014г.), в Представительстве Россотрудничества в Лондоне (Великобритания, 2016г.), в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств (2018г.), в Историческом музее Смоленского государственного музея-заповедника (2019г.), в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (2019г.), в Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского (2022г.), в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М.Васнецовых (2023г.), в Курской государственной картинной галерее им. А.А.Дейнеки (2024г.).

Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Москва), Государственного центрального музея современной истории России (Москва), Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» (Москва), Министерства культуры РФ (Москва), Таганрогского художественного музея, Рязанского областного художественного музея, Томского областного художественного музея, Музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Серапул, Кемеровского областного музея изобразительных искусств, Курской областной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, Курганского областного художественного музея, Тульского областного художественного музея, Музея пейзажа г.Плеса, Ставропольского художественного музея, а также в частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии.

Профессиональная и педагогическая деятельность: художник Комбината монументально-декоративного искусства (…г.); преподаватель (с 2004 г.), профессор кафедры рисунка и живописи (с 2011г.) Московского политехнического университета.

Общественная деятельность: председатель выставочной комиссии Московского отделения Союза художников России (с 2008г.) и секции живописи Московского отделения Творческого союза художников России (с 2011г).

Государственные и общественные награды: Серебряная медаль ТСХР (2009г.), Золотая медаль ТСХР (2010г.), Юбилейная медаль 50 лет МОСХ России (2010г.), Золотая медаль СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2015г.), Медаль МОСХ России «За развитие традиций» (2018г), Золотая медаль СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2020г.), «Орден Дружбы» (2020 г.).

Награды РАХ: Серебряная медаль РАХ (2012г), Золотая медаль РАХ (2014 г.), медаль «Достойному» (2016г.), медаль «Шувалов» РАХ (2017г.).


Живопись Андрея Дубова сразу в глаза не бросается. Если одним взглядом окидывать какую-нибудь групповую выставку, картины этого художника нетрудно и проглядеть. Вообще соседство с яркими, броскими полотнами - не для работ Андрея. Зато если уже вы усмотрели неброскую, но по-особому притягательную живопись Дубова, то сможете получить истинное удовольствие от неторопливого созерцания ее кажущейся обманчиво простой цветности и пространства и уже не захотите переключать внимание на что-то пестрое. Поэтому идеальное место для картин художника - персональная выставка, а еще лучше - домашний интерьер, поскольку они обладают редким для современной живописи цельностью и органичностью, с одной стороны, а с другой - оказываются созвучны личному восприятию зрителя, несмотря на все разнообразие людских вкусов и настроений.
От своих учителей, первым из которых надо назвать известного московского живописца Андрея Васнецова, преподававшего в Московском полиграфическом институте, а через него - и таких замечательных представителей старой живописной школы, восходящей к началу XX века, как Николай Крымов или Константин Истомин, - итак, от своих учителей Андрей усвоил особо серьезное отношение к цветовому тону и к точности цветовых отношений. Именно на этом строится не только цветовое, но и композиционное единство каждого полотна. К тем, кто повлиял на его живописную манеру, сам Андрей относит и своего любимого мастера - выдающегося француза Камиля Коро, которому принадлежат важные слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое». Андрей Дубов пишет большими цветовыми пятнами, крупными, красочными массами, удачно сочетая их с активной контурной линией, которая своим декоративизмом оттеняет пространственность  работ живописца. Сам Андрей говорит, что в работе его прежде всего интересует именно пространство, потому что оно всегда индивидуально и неповторимо. Можно уточнить, что речь идет о субъективном, лично прочувствованном пространстве, а значит, и о связанном с ним особом времени в произведениях Дубова. Так же неповторима и атмосфера практически каждой его работы - будь то пейзаж, интерьер или натюрморт. Кажется, выбор мотивов невелик, но, при всей их близости и даже подобии, картины Дубова друг на друга не похожи (в данном случае речь не о почерке художника, который как раз в каждой вещи очень узнаваем). Дело в том, что они разнятся всякий раз по-иному  продуманными композицией и сюжетом.
Действительно, подсмотренные в окружающем мире простые и не притязательные сами по себе виды, предметы и прочие элементы картинного целого выстраиваются Андреем по собственному усмотрению в крепко скроенный живописный организм. Можно сказать, что ни одна работа не подражает тому, что окружает автора, а являет нам очень похожий на реальный, но все же другой, своего рода «параллельный» художественный мир. В этом мире важны не только и даже не столько разного рода предметы, точнее образы этих предметов, сколь пластические взаимосвязи форм и пространственные паузы между ними, то, что в теории стиха филологи называют «цензурой». Нередко в работах Дубова пространство формируется самими предметами (в архитектурных пейзажах или, например, там, где изображены купы деревьев в лесу или парке). В таком случае особо важную роль в композиции приобретают пространства более светлых пятен неба и земли перед (а получается, что и «под») крупным объемом. И тут главным «действующим лицом» живописного спектакля становится цвет. Именно цвет, превращая все элементы композиции в частные случаи некой единой субстанции, объединяет их в целое. Цвет у Андрея Дубова не натурален, скорее декоративен, он - не только результат визуальных наблюдений художника за окружающим миром, но и самостоятельный активный инструмент творческого замысла...
Андрей любит Москву и Подмосковье, но и много ездит  по центральной и северной России. Интересно, что даже в прославленных своими историческими памятниками старых городах (Зарайске, Переславле-Залесском, Тотьме и других) он не спешит запечатлеть в памяти и на полотне замечательные образцы старой архитектуры. Его больше привлекают, как кажется, невыразительные улочки и переулки с разношерстной массовой и даже не обязательно старой застройкой, с глухими заборами и облупившимися стенами без окон. Потому что, как и в видах природы, для Андрея Дубова важен не сам мотив, а его цветовой «сюжет» и композиционная пластика, формирующие своего рода «человеческое измерение» его искусства. Ведь весь мир его произведений отмечен присутствием людей - правда, скорее «за кадром» (в работах Андрея крайне редко встретишь изображения людей, а если они и есть, то чаще всего исполняют роль стаффажа). Плоды их труда - это и аккуратно расчищенные дорожки в «Зимнем саду», и убранный приусадебный участок («На даче»), и огромный «Стог». Возникающие там и здесь в пейзажах здания -    от каменных домов до бревенчатых сараев - также возведены как бы незримо присутствующими людьми.
И все же пейзаж, при всех степенях участия людей в его преобразовании и при всей субъективности его восприятия и интерпретации художником, несет в себе мощное объективное начало. Это начало - Природа, порождением, которой, в конечном счете, являемся и мы сами. Однако в пространстве интерьера и в еще большей мере - натюрморта роль уже упомянутого «человеческого фактора» значительно больше. По интерьеру и его предметному наполнению можно многое сказать о том или тех, кто живет или творит в этом мире. Поэтому натюрморты и интерьеры Андрея Дубова, как и виды природы, - не празднично-нарядны, а то элегически-задумчивы (как «Букет в саду» или несколько «Интерьеров мастерской»), то более похожи на объекты медитации благодаря сопоставлению разнообразных объемов и форм («Полка», «Кухня» и другие). Их красочная палитра приглушена, предметы погружены в полумрак, как будто автор старается не отвлечь самого себя и зрителя от размышлений о времени, запечатленном в старых вещах (именно они, как правило, становятся главными «героями» этих камерных работ Андрея). Субъективное, личностно воспринятое Время в этих картинах тесно связано с Пространством и с самой тканью живописи, строящей это пространство на холсте, строящей в соответствии с замыслом художника, стремящегося преобразить хаос случайных впечатлений и импульсов, навеянных окружающим миром, в продуманную, главное, прочувствованную композицию.
Андрей Толстой, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств.

Иллюстрация в тексте: А.И.Дубов. Автор фото: ....



Возврат к списку

версия для печати