БЕЛЫХ Любовь Алексеевна


БЕЛЫХ Любовь Алексеевна Живописец.
Родилась 17 июня 1961г. Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2019г.)

Член Союза художников России (с 1988г.)
Член Творческого союза художников России (с 1995г.)
Член Московского союза художников (с 2018г.)

Образование: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1986г.), монументальная мастерская профессора А.А.Мыльникова. 

Основные произведения: «Дождливое лето. Автопортрет» (1985г.), «У окна» (1989г.), «Старшая сестра» (1990г.), «Утро» (1990г.), «В старом городе» (1991г.), «Ракушки и камешки» (2006г.), «Плыви, кораблик!» (2010г.), «Портрет искусствоведа А.И. Бузина» (2016г.), «Весна» (2019г.).

Произведения находятся в собраниях музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Тулы, Рязани, Сергиева-Посада, Майкопа.

Участник выставок c 1979 года. Более 40 персональных выставок в России и за рубежом с 1980.

Общественная и педагогическая деятельность: автор мастер-классов с детьми в начальных школах и в мастерской.

Государственные и общественные награды и премии: Премия губернатора Костромской области (1995г.), Благодарственное письмо Губернатора Костромской области (2004г.), Благодарность председателя Костромской областной думы (2009г.), Благодарственное письмо Департамента культуры Костромской области (2008, 2009 и 2016гг.), Благодарственное письмо главы администрации города Костромы (2014г.), Золотая медаль СХР «Духовность, традиции, мастерство» (2008 и 2011гг.), Почетная грамота министра культуры Российской федерации (2011г.), Диплом победителя Шестого Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» (2012г.), Благодарственное письмо Тульского Государственного художественного музея (2016г.), Благодарственное письмо Судиславского краеведческого музея-филиала Государственного Костромского художественного музея (2016г.), Благодарность Союза художников России (2016г.), Благодарность Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (2018г.), Благодарственное письмо Департамента культуры города Москвы, ГБУК г. Москвы «Объединение «Выставочные залы Москвы» (2019г.).

Награды РАХ: Диплом «Достойному» (1996г.), Медаль «Шувалов» (2009г.) Серебряная медаль (2016г.).


«Любовь и живопись»
Картины Любови Белых всегда заметны на любой выставке. Мимо них никто не проходит просто так: в них всматриваются, ими любуются, внимательно читают этикетку, случается, задают вопрос: «Кто эта художница?» Кто же она, Люба Белых? Как она пришла в этот удивительный мир живописи со своими светлыми, полными жизнелюбия полотнами?
Люба родилась на берегах Волги, в старинном русском городе Костроме. Это случилось 17 июня, в тот самый день шестьдесят пять лет спустя после того, как Лев Толстой написал в своем дневнике сокровенные строки о духовной и нравственной глубине искусства. С самого раннего детства она была погружена в атмосферу творческой жизни. Ее родители, профессиональные художники, старались привить своим дочерям любовь и интерес к искусству: музыка, литература, живопись были духовной основой этой замечательной семьи. Первые детские воспоминания связаны с мастерской родителей: запах масляной краски и свежевыструганных подрамников, мягкий, струящийся свет лампы под потолком и желание побыть здесь еще… Люба постоянно наблюдала за работой своих родителей, прекрасных русских живописцев Алексея Павловича* и Надежду Александровну * Белых. Папа всегда был и остается примером во всем: убежденный художник-реалист, он учил дочь писать правдиво и искренне. Мама, тоже когда-то ученица отца, всегда оказывала надежную поддержку во всех жизненных и творческих начинаниях дочерей.
Люба и ее старшая сестра Вера не расставались с карандашами и красками. Рисование было любимым занятием девочек. Художница вспоминает: « Родители часто прикрепляли прямо к стене большой лист ватмана, на котором мы с сестрой могли реализовать свои творческие фантазии. Раннее детство было, пожалуй, самым счастливым периодом моей жизни. Я точно помню, что в те годы я никогда не испытывала таких чувств, как страх и обида. Я была окружена заботой и любовью родителей и старшей сестры». Люба всегда знала, что будет художницей, что так же, как папа и мама, будет работать в мастерской, доверяя холсту свои чувства и мысли. Той же дорогой пойдет и сестра Вера, разделив свое сердце между музыкой и живописью...
В Академии (как сокращенно всегда называли этот вуз) Любе посчастливилось быть зачисленной в мастерскую монументальной живописи профессора А.А.Мыльникова*. Надо сказать, что Андрей Андреевич девушек в своей мастерской не привечал, считая, что монументальное искусство не для слабых рук, однако для Любы было сделано исключение. Работы этой студентки ему понравились сразу, и все последующие годы Люба формировалась как художник под внимательной опекой этого выдающегося мастера. В профессии Любу интересовало буквально все: и базовые дисциплины, и факультативные. Ей хотелось познать до мелочей все возможности, которые открывает живопись перед профессионалом, и для этого у нее было главное: талант и трудолюбие. Тщательно изучая рисунок, композицию, живопись , Люба добивалась наибольшей выразительности и образности своих студенческих работ. К своей дипломной работе она пришла с солидным запасом знаний и благословением ее наставника. Портрет отца – трехметровая картина «Тишина», хранящаяся теперь в собрании Костромского художественного музея – это глубоко философская по содержанию и безупречная по своей художественной форме работа зрелого мастера. Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Павлович Белых изображен на фоне родного русского пейзажа, изрезанного старыми, заросшими травой окопами. Его память хранит воспоминания тех страшных для всей страны лет. Сосна со сбитой снарядом верхушкой напоминает о том, как хрупка и уязвима наша жизнь. Работа получила высочайшую оценку аттестационной комиссии, а ее автор – заслуженное право на продолжение своей деятельности в Творческих мастерских живописи при Академии художеств СССР в Москве.
Творческие мастерские – это своеобразная «аспирантура» для художников. Мастерские существуют и сейчас, и их так же, как и в то время, возглавляют известнейшие в нашей стране живописцы – братья Ткачевы*. Работая здесь, молодые перспективные художники получают возможность совершенствовать свое мастерство под руководством этих корифеев русского реалистического искусства, проводить время в творческом общении и дискуссиях, расширять свои творческие возможности. Это настоящий круг талантливых, неравнодушных, неуспокоенных ярких молодых личностей, убежденных реалистов, занимающих активную позицию в искусстве В то время в этот круг входили теперь уже известные Михаил Абакумов, Сергей Андрияка, Александр Грицай, Николай Колупаев, Виталий Майборода, Карен Папикян, Михаил Салмов, Елена Ткачева, Юрий Орлов, Дмитрий Белюкин, Григорй Чайников. Это было время глубокого осознания своего места в искусстве, ответственности художника за тот художественный продукт, который он предлагает социуму.
...Особое место в творчестве художницы занимает портрет. Этот жанр ей особенно близок и интересен, поскольку требует повышенного внимания к человеку, проникновения в его характер и состояние души. С этим сложным и глубоким процессом Люба справляется блестяще, впрочем, так же, как и с техникой исполнения портрета: она пишет не только маслом, но и владеет всеми видами графической техники, включая пастель, акварель, офорт.
Интерес к человеку проявляется в большинстве работ Любови Белых. Во многих сюжетах ее картин человек неотделим от природы, природа – его колыбель и дом. Человек, как часть природы, связан с ней едиными вибрациями, общим внутренним ритмом, и художница стремится донести это до зрителя посредством своего высокого профессионального мастерства. Тонко чувствуя цвет и тон, умело смешивая краску на палитре, она добивается максимальной глубины и выразительности изображения.
Натюрморты Любови Белых тонки и изящны. Изображенные предметы подобраны с особой тщательностью: это обязательно что-то необычное , не утилитарное, то, что имеет отношение духовной стороне жизни человека. Натюрморты Люба пишет в тиши своей мастерской, когда ей хочется уединиться, поразмышлять, отгородиться от внешней суеты. В ее натюрмортах всегда скрыт какой-то философский смысл, какая-то недосказанность, будто зрителю подбрасывается загадка, на которую у каждого найдется свой ответ.
Со временем в творчестве Любы Белых появились работы, связанные с ее путешествиями по Европе: Париж, Крит, города Италии, пейзажи Баварии, откуда родом ее муж – все это с большой любовью и глубоким пониманием темы она изобразила в своих этюдах, которые ложатся в основу ее новых картин. Многочисленные путешествия вообще являются неотъемлемой частью ее жизни. Вместе со своим мужем Бодо Шмитцем, который на долгие годы стал ее большим другом, опорой и поддержкой во всем, Люба объездила многие страны, обогатив свое видение жизни новыми впечатлениями. И повсюду , словно первопроходец, она стремилась показать людям плоды своего многолетнего труда. Зарубежные зрители высоко оценили талант и мастерство художницы, искренне прониклись простотой и человечностью сюжетов ее картин. Языком живописи Люба поведала им о том, что в далекой России люди так же, как и везде, хотят мира, добра и счастья, дети любят играть и увлеченно читают или музицируют, а русская природа прекрасна и величава. И все понятно без слов. Разве не в этом заключено великое предназначение изобразительного искусства?

Елена Новикова, искусствовед



Возврат к списку

версия для печати