ТАРАСОВ Валерий Михайлович (1942-2019)


ТАРАСОВ Валерий Михайлович (1942-2019)

Живописец.
12.04.1942 - 13.05.2019, г. Москва. Жил и работал в Москве.

Член–корреспондент Российской академии художеств (Отделение дизайна, 2007г.)
Заслуженный художник РФ (1998г.)
Кандидат искусствоведения (1999г.)
Член Союза художников СССР, СХР (с 1981г.)

Образование: Московский авиационный техникум (1963г.); Отделение проектирования интерьеров, выставок и реклам Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) у А.И. Зайцева и Г.А. Захарова (1977г.). 

Основные проекты и произведения: 
Работы в области проектирования: кинотеатр в санатории  «Фрунзенское» в Крыму (1983г.); «Музей освободительного движения Африки» в Республике Гвинея-Бисау (1983г.); интерьеры Советского посольства в г.Кабуле (1986г.).
Работы в области живописи: «Осень в Конькове»(1973г.), «Воронье» (1980г.), «Дорога» (1980г.), «Автопортрет» (1981г.), «Дождь на Яузе» (1981г.), «Портрет Корнелии» (1983г.), «Портрет Биатриции»,(1983г.), «Пушкин»,(1983г.), «Африканка»,(1984г.),),«Старый гвинеец» (1984г.),«Портрет Маджиды» (1984г.),«Блокадный хлеб» (1985г.), «Девочка из Малайзии» (1987г.),«Дворец в Останкино» (1988г.), «Тревожные дни» (1988г.), «Портрет матери» (1990г.), «Автопортрет» (1991г.), «Крах» (1991г.), «Вечный спор» (1991г.), «Победитель» (1993г.), «Портрет Евгения Леонова» (1994г.), «Портрет Леонарда Беккера» (1999г.), «Портрет Ларисы Ратниковой» (2002г.), «Портрет жены в мастерской» (2004 г.), «В саду» (2011г.), «Мостики на реке» (2011г.),«Старые  яблони» (2014г.). 
Работы в области графики: «Дорога» (1980г.), «Церковь в Дедкове» (1980г.), «Портрет Сулеймана» (1983г.), «Автопортрет» (1987г.), «Моджахед» (1987г.), «Читающий афганец» (1987г.), «Медсестра Насрин» (1987г.), «Азиза» (1987г.), «Женщина Афганистана» (1987г.), «Портрет Питирима» (1993г.), «Разорванный портрет» (1993г.), «Портрет Станислава Говорухина» (2004г.), «Портрет писателя Сергея Есина» (2014г.). 
Плакат: «Выставка московских художников» (1981г.), «Играет Рихтер» (1982г.), «Выставка скульптуры» (1982г.), «За сотрудничество без конфронтации» (1985г.), «Не дадим взорвать мир» (1985г.), «9 мая» (1987г.), Триптих «Победа» (1989 г.), «Сохраним Землю» (1989г.). 

Автор ряда публикаций по проблемам культуры и искусства в современных условиях. 
Основные научные труды:
 монография «Эволюция художественных образов вождей коммунистической партии в советской монументальной пластике» (1999г.); один из соавторов двухтомника «Россия - 2000. Современная политическая история (1985-1999г.). Хроника и аналитика» (2000г.). 

Участник международных, всесоюзных, республиканских и групповых выставок.
Персональные выставки:
Посольство Венесуэлы в Москве (1985г.), Арт-Агентство «Московский двор» (1994г.), Редакция газеты «Московский комсомолец» (1987г.), Редакция журнала «Наше наследие» (1994г.), Музей политической истории России в Санкт-Петербурге (1997г.), Галерея «Mall Galleries» в Великобритании (1998г.), Государственная Дума (Москва, 1999г.). 

Произведения хранятся в собраниях музеев и галерей России, Республики Гвинея-Бисау, Республики Афганистан, а также в частных собраниях США, Канады, Франции, Египта, Туниса, Венесуэлы, Италии, Японии, Швейцарии, Малайзии.

Государственная и общественная деятельность: Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (второго созыва) (1995г.); член комитета ГД по культуре (1996-1999гг.); Заместитель Председателя Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» (1994-2001гг.); Секретарь Союза художников России (1997-2000гг.); член экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной Палаты России (2001-2013гг.). Участник разработки законов «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (1996г.), «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих Союзах» (1996г.), «О меценатах и меценатстве» (1997г.), «О народных промыслах» (1998г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"» (1999г.), «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры), народов Российской Федерации» (1999г.).

Педагогическая деятельность: профессор Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова (2000-2007гг.). 

Профессиональная деятельность: сотрудник предприятия авиационной промышленности (завод «Наука», 1957-1981гг.), руководитель специального художественно-конструкторского бюро по разработке промышленных образцов авиационной и космической техники (1974-1981г.); заместитель директора Дирекции выставок Московской организации художественного фонда РСФСР (1981г.), руководитель цеха художественного проектирования комбината Декоративно-оформительского искусства МОХФ РСФСР; командировка Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами в Республику Афганистан, сотрудник Дома советской науки и культуры в г.Кабуле (1986-1987гг.).

Государственные и общественные награды и премии: Золотая медаль ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР» (1976г.), медаль «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970г.), медаль «В честь 850-летия города Москва» (1997г.),Почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» (1998г.), кавалер Почетной медали города Палермо «Fedele Prudente Aususna» (1998г.), медаль Союза художников России «Традиции, мастерство, духовность» (2002 г.), диплом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействии развитию изобразительного искусства России» (2002г.).


Валерию Тарасову, как всякому серьезному художнику, не удалось избежать периода мучительных поисков себя, своей изобразительной манеры и своей философии. По-разному складываются судьбы художников в современной России.  Думающие люди всегда  были обречены на духовные искания, а сегодня, возможно, более чем когда-либо. Тарасов не избежал этого, и в этом, наверное, и есть счастье его  как человека, ищущего истинные ценности искусства. Период становления его как художника совпал с периодом тектонических сдвигов в судьбе России, трагедией ее падения и периодом накопления воли к преображению. Активно Тарасов начал работать сразу же по окончании Строгановского училища, в начале 1970-х годов. Его работы, открывавшие свой мир и неизменно внимательный подход к судьбе человека, кто бы он ни был и где бы ни жил, сегодня хранятся в музеях и галереях России, Гвинеи-Бисау, Афганистана, в частных коллекциях США, Египта, Франции, Канады, Туниса, Венесуэлы, Японии и Швейцарии. Боль и надежды общества в поисках правды о самом себе, его метания и жажда истины -  вот что определило новый и самый значительный период творчества этого художника. Он открылся работой, где все подчинено задаче найти средства для выражения главной боли философских исканий, в поисках себя в соотношении с судьбой Родины. 
«Блокадный хлеб» названо полотно. Картина написана в 1985 году, и только теперь, обращая взгляд в прошлое, мы с удивлением обнаруживаем, что этот беспечный год в истории России, позволивший втянуть себя в сомнительные игры с мировой историей, и был определяющим для тех, кто чувствует свою личную ответственность перед судьбой страны. Тарасов уловил это точно, эмоционально, напряженно. Художественное чутье привело его к самым трагическим и жестоким в себе ощущениям - он, дитя войны, обращает свой взор  к трагедии матери – Родины и в ней, ее суде ищет суда над собой. Он наделяет Родину ликом собственной матери, и она, окруженная голодными детьми, - вся вопрос, вся страдание. Эта картина принципиальна, важна для художника: неразрывность собственной судьбы с судьбой страдающей Родины стала лейтмотивом его творчества, ступенью к духовному возрождению.
Вот две работы  - «Очищение» и «Вечный спор». По сути обе они – автопортрет. Какое беспощадное самообвинение и требование расплаты  и покаяния за бездуховность, за игру с сатанинством, за беспечность прожитых лет. Но все здесь – неизбежность выхода к свету. Задача поиска внутренней гармонии определила характер изобразительных средств. Трагедия внутреннего распада, почти мистическая попытка удержаться у края бездны определяют цветовую гамму работ. Они выполнены в темных, суровых, мрачных тонах. Нравственное очищение – вот сверхзадача, вот чему служит душа и кисть художника. Полотна этого периода, ознаменованного годами работы в Афганистане, трагическим опытом столкновения с реалиями, неизбежными в условиях войны, выявили и еще одно удивительное свойство натуры и художественного почерка творца – его глубинную доброту и душевную чистоту. Наиболее ярко это сказалось в самых последних портретах, прежде всего, прекрасного артиста Евгения Леонова и в работе, сделанной к великой дате – 50-летию окончания Великой Отечественной войны. 
Да, снова война стала словно бы камертоном в нравственной позиции художника, чутко улавливающего пределы совести и доброты, щедрости и готовности к самопожертвованию. Всмотритесь в удивительные, ясные глаза человека, отдавшего Родине свою кровь и судьбу, глаза, дающие такие душевные силы.… Этот портрет фронтовика  -  новая ступень в творчестве Тарасова. Он выводит художника к новым открытиям в судьбе современной России.

Галина Ореханова. Журнал  «Наше наследие» №41, 1997 г. 



Возврат к списку

версия для печати