НАМЕРОВСКИЙ Геннадий Васильевич


НАМЕРОВСКИЙ Геннадий Васильевич

График, живописец.
Родился 2 мая 1942 г. Прииртышск Павлодарской обл. (Казахстан). Живёт и работает в Смоленске (с 1981г.).

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение графики, 2007г.)
Член бюро Отделения графики РАХ (.....г)

Заслуженный художник РСФСР (1992г.), Народный художник России (1999г.).
Член Союза художников СССР(1973), Союза художников РФ (1991г.).

Образование: Омский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет (1960-65гг.);  руководитель диплома член-корреспондент АХ СССР, профессор А.Н. Либеров.

Основные произведения: «БАМ»(1974-75), «Люди севера Сибири» (1976-78), «По Киеву» (1981), «Заботы сельские» (1982), «Лето на Индигирке» (1986), «Камчатка» (1988), «Мой город» (1989), «Моя деревня» (1992), «Город на семи холмах» (1994), «Болдинская осень» (1997), «Большие окна» (1999), «По Италии» (2001-05), «Храмы Смоленска» (2006-08).

Участник международных, всесоюзных, республиканских, всероссийских, зональных межрегиональных выставок, персональных в городах России с 1969 года. Персональные выставки прошли в том числе в Центральном Доме работников искусств СССР (1978), Российской академии художеств (2017 – 2018).

Произведения находятся в собраниях Смоленского государственного музея-заповедника им. С.Т.Коненкова, Объединенного музея г.Гагарина Смоленской области, Тульского музея изобразительных искусств, Курганского музея акварели, Магнитогорского музея изобразительных искусств, Омского государственного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Картинной галереи г.Тара Омской области, Красноярского государственного музея изобразительных искусств им. В.И.Сурикова, Саянской картинной галереи, Шушенской картинной галереи Красноярского края, Петропавловского музея изобразительных искусств (Казахстан), Государственного музейно-выставочного центра им. А.Х. Кадырова (Грозный), Одесского государственного музея изобразительных искусств (Украина), Государственного музейно-выставочного центра Министерства Культуры России (Москва), Международной Конфедерации Союзов художников России (Москва), Дирекции Художественных выставок Союза художников России (Москва), Дирекции выставок СХ Беларуси, Музея игрушки г.Сергиев-Посад, Могилёвскоого областного художественного музея им. П. Масленикова, Российской академии художеств, а также в частных и корпоративных коллекциях России, Франции, Англии, Германии, Польши, Венгрии, США и др.

Общественная деятельность: Член Правления Омской организации СХ РСФСР (1974-78гг.). Член Правления (1983-86гг.) и председатель правления (1986-99гг.) Смоленской организации СХ РФ, член Союза дизайнеров России (1995г.), председатель Смоленского отделения Российского фонда культуры (2000-2003гг.). Создатель Дома художника в Смоленске (1987г.).

Педагогическая деятельность: Омский педагогический институт, кафедра рисунка (1965-75гг.), Витебский технологический институт (1979-80гг.), Смоленский государственный институт искусств (2001-07гг., профессор), Смоленский государственный университет (2007г. – по наст.время, профессор).

Награды ведомственные и другие: Премия МК РСФСР (1975г.), Лауреат премии Ленинского комсомола (1977г.). Дипломы: СХ СССР (1975, 1987), СХ РСФР (1986 - 1990), Медаль Правительства РФ «В память 850-летия Москвы» (1997г.), медаль «За достижения в изобразительном искусстве» СХ Республики Беларусь (2001г.). Премия Центрального федерального округа (Диплом, 2008г.). Золотая медаль «Духовность, традиции, мастерство» СХ (2009г.). Медаль и Диплом Лауреата Международного салона искусств «Путь Единства» (2009г.). Золотая медаль им. В.И. Сурикова СХ России (2012г.). Золотая медаль им. А. Иванова СХ РФ (2014г.). Медаль Ю.А. Гагарина (АМКОС) России (2016г.). Памятная медаль «200 лет со дня рождения И.С. Тургенева» (2018г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль АХ (1996), Диплом РАХ (2003),Золотая медаль РАХ (2005), медаль «За заслуги перед академией»(2017), медаль «Шувалов» (2022г.).


Геннадий Васильевич Намеровский – один из наиболее ярких мастеров современного графического искусства Российской Федерации, пример творческой активности, самоотдачи, художественного поиска, личностного взгляда на искусство.
Его самобытный стиль привлекает непосредственностью художественного видения, теплотой и обаянием, доскональным знанием того, что художник стремится передать на своих листах. Мастера интересует жизнь пейзажа, предметов в их продолжающемся, длящемся бытии. Отсюда «серийность» его искусства, погруженность автора в ту или иную тему, потребность в ее сюжетной, колористической, ритмической разработке. Хорошо известны его ранние серии «БАМ», «Камчатка», созданные в результате творческих поездок. Тема Смоленска, ставшего художнику родным, воплощена в нескольких сериях: «Город», «На семи холмах», «Смоленск». В красоте и гармонии памятников архитектуры, фрагментов исторического пространства город предстает как хранитель традиций. Одновременно это живой организм, современный, развивающийся – в контрастах и созвучии прошлого и настоящего, динамике и напряженности форм.
Характерна для творчества Г. Намеровского серия «Моя деревня» (1990-е гг.) с одним из пронзительнейших листов «Букет Дарьи Родионовны» (1992), в котором соединились теплота человеческого отношения, природная широта и художественное композиционное мастерство. Зарубежные поездки, творчество европейских мастеров дало импульс к созданию цикла «По Италии», который художник продолжает до сих пор.
Через, казалось бы, несложный прием, — мотив окна, букета на фоне пейзажа, предмета или фигуры в архитектурном или природном пространстве, автор говорит со зрителем о непреходящих ценностях, выражает ощущение единства мира, сиюминутного и вечного, равновеликости природной и духовной красоты как двух составляющих искусства. Как, например, в листах «Воспоминание об Уффици» (2000), «Большое окно» (2012), «Параскева Пятница» (2007), «Флоренция» (2007) и другие. В его философичных и отчасти созерцательных работах тем не менее отсутствует статика. В них все живет, волнуется, движется. Смелые ракурсы, перебивка планов, острые углы, резкие мазки, мозаично ложащиеся на холст, сгущённый колорит, «говорящие» детали – главные признаки его стиля. Кажется, мастерству художника доступно все. Его мысль пронзает расстояние и время, его зоркий глаз подмечает нюансы, недоступные простому обывателю. Его фантазия рождает все новые и новые метаморфозы, порой, соединяя несоединимое.
Мастерское владение техниками рисунка, акварели, темперы сделали его одним из ведущих графиков страны, выработавшим свой стиль. Его работы стали узнаваемыми и желанными для самых престижных художественных выставок в России и за границей: Венгрии, Польше, Германии, Австралии, Швеции, Иордании, Республике Беларусь, Украине, Таджикистане, Азербайджане.
Намеровский считает себя выходцем из СССР. Как бы ни менялись времена, он смотрит на мир открытыми глазами, всегда верен своим эстетическим и гражданским принципам.

А.У.Греков, академик РАХ, кандидат искусствоведения



Возврат к списку

версия для печати