БУЛГАКОВА Ольга Васильевна


БУЛГАКОВА Ольга Васильевна

Живописец. Персональный сайт: www.bulgakova-sitnikov.com

Родилась 30 января 1951 года в Москве в семье художников. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)
Член бюро Отделения живописи РАХ
Член Союза художников СССР (с 1976г.)
Член Московского союза художников (с 1993г.)

Образование: Московская средняя художественная школа (1969 г.);  МГХИ им.Сурикова (1975 г.), мастерская профессора Д.К.Мочальского.

Основные проекты и произведения:  Циклы работ «Театр», «Превращение» (1975-1985гг.); Серия картин, посвященных Гоголю (1978-1985гг.); Серии «Сны», «Карлики», «Женщина и натюрморт» (1980-1990гг.); Серия «Архаизмы» (2002-2004гг.); Серия «Имена» (2005-2006гг.); Серия «Матриархат» (2007г.); Серия «Библейские эскизы» (2007-2017гг.).

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Вологодской областной картинной галереи, Кемеровского областного музея изобразительных искусств, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственного Художественного музея Павлодара, Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Ярославского художественного музея, Коллекции Центра современного искусства «М’АРС» (Москва), Музея современного искусства (София, Болгария), Музея Джейн Вурхес Зиммерли (Нью-Джерси, США), Людвиг Форума Международного Искусства (Аахен, Германия), Музея «Женщины в искусстве» (Вашингтон, США), Коллекции Колодзей русского и восточноевропейского искусства (США)

Постоянный участник выставок с 1972 года. Основные персональные выставки: Булгакова - Ситников (International Images. Севикли, США. 1990г.); Выставка в Галерее Залман (Нью-Йорк. США. 1997г.); Булгакова — Ситников (Галерея De Twee Pauwen. Гаага, Нидерланды. 1999, 2001, 2004гг.); «Триалог». А.Ситников, О.Булгакова, Н.Ситникова (Московский музей современного искусства. 2004г.); Булгакова – Ситников. «Физика времени». Проект АИС (Арт салон. ЦДХ. Москва. 2005г.); Булгакова – Ситников.«Знаки жизни» (Центр современного искусства М’АРС. Москва. 2006г.); Булгакова – Ситников (Государственная Третьяковская галерея. Москва. 2007-2008гг.); Булгакова – Ситников. Живопись. Объекты (Саратовский государственный художественный музей им.Радищева. 2008г.); «Гоголь. Портрет» (Галерея Квадрат. Санкт-Петербург. 2009г.); Булгакова – Ситников. (Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк. США. 2000, 2009гг.); Ольга Булгакова. В рамках выставочно-литературного проекта журнала «Октябрь» (Культурный центр покровские ворота, Москва. 2010г.); «Библейские эскизы» (Галерея КультПроект, Москва. 2011г.); Ольга Булгакова, Александр Ситников, Наталья Ситникова (Музейно-творческий центр «Дом Корбакова», Вологда. 2012г.); Ольга Булгакова, Александр Ситников. Живопись. Объекты (Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П.Пожалостина. 2013г.); «Райский сад» (Открытый клуб, Москва. 2014г.); «Деревья и птицы» (Галерея DiDi, Санкт-Петербург. 2015г.); «Цитаты». О.Булгакова, А. Ситников (Галерея КультПроект, Москва. 2017г.) и другие.

Государственные и общественные награды и премии: знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ (2004г.); гран-при Международного конкурса молодых художников-живописцев в Софии (Болгария, 1979г.)

Награды РАХ: Диплом Российской академии художеств (...г), Серебряная медаль Российской академии художеств (2003г.)


Начало нового века и нового тысячелетия совпало с появлением нового искусства Ольги Булгаковой. Она пишет, как и прежде, сериями или циклами, и сами названия говорят о том, что тут вступили в игру высшие силы. Серии «Имена», «Матриархат», «Библейские эскизы» и «Ангелы» (последняя серия отпочковалась от предпоследней) говорят о том, что художник углубляется в мифологию, эту первую философию человечества, и в священные книги мировых религий.
В «Именах» изображаются одни только лица, или лики, а может быть – маски. Общие абрисы лиц с минимальными подробностями, в самом устойчивом (и трудном для глаза) квадратном формате. Темные и посветлее, прозрачные и массивные, иногда как будто беспросветно трагичные, иногда, пожалуй, просветленные, а чаще – на пути от полюса к полюсу. Между надеждой и безнадежностью. Между страстью и бесстрастием. Между жизнью и смертью.
Женская половина рода людского не охвачена в «Именах», этой половине дан иной удел: серия «Матриархат». «Матриархат» запечатлел разные обличия праматерей рода человеческого, тех самых, которые помещены в «Фаусте» Гете в глубины глубин планеты Земля. Они первобытны, безымянны, глыбообразны, наделены геологической мощью подземных магм, и эта мощь всегда двояка. Гигантские, напряженные матери-материки готовы смахнуть с земной поверхности любую форму жизни. Божества, они же монстры, священные чудовища плодородия и гибели.
Булгаковой нужны не столько евангельские сюжеты Искупления и Жертвы, которые были особо важны для Иванова, сколько сюжеты, предвещающие в Ветхом Завете явление Христа. Главное для ее библейского цикла – это проблема отца и сына. Следовательно, вперед выдвигаются «Возвращение блудного сына» и «Жертвоприношение Авраама». То есть плач раскаяния и примирения, в первом случае, и чудо избавления, во втором. Застывая в объятиях, словно остывающие вулканические острова, нашедшие друг друга, обретают надежду отец и сын.
Гротескное несостоявшееся ритуальное убийство сына отцом едва не становится фактом. Но неискупимый грех предотвращен. Исаак будет жить, и продолжится родо-словие. Парящий вверху ангел – это удивительное открытие современной художницы.
Наконец, возникают «Ангелы» -- ответвление «Библейских эскизов». Те страсти, боли, метания и обретения, которые пронизывают другие серии, здесь сознательно сняты. Стерты ради этого даже черты лиц. В условном пространстве сплошного киноварно-карминного свечения намечаются крылатые вестники, и только подобия торсов, подобия рук, шей и голов намекают на родство с людьми. А может быть, они являются своим подопечным в том виде, в котором подопечные готовы их принять за своих.
Кровь и огонь, лава и металл, немыслимые температуры и неописуемые силы тяжести, другие планетарные и космические энергии, которые наметились в «Именах», развернулись в «Матриархате» и приблизились к разрешению в «Библейских эскизах», утихомирились. Мы прошли через бездны, появилась надежда. Зрителю непроизвольно хочется сложить руки так, как они сложены у Вестников.
Художнице изначально были даны прозрачный и негромкий поэтический голос и тонкая способность к сопереживанию, душевному участию. Откуда, каким образом она обрела свою нынешнюю живописную мощь, и мудрое умение воздержаться от сильных эффектов и ограничиться минимумом средств – этому нет объяснения. Остается только смотреть изумленным и благодарным взором.
Из статьи «Новое искусство Ольги Булгаковой».

Александр Якимович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ РАХ, академик Российской Академии художеств.



Возврат к списку

версия для печати